Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево
Программа по алгебре для 10 класса
(физико-математический профиль).
Горчакова Елена Витальевна,
учитель математики,
МОУ школы 17 г. Полысаево.
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члены современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Изучение математики предусматривает формирования у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой.
Профильное обучение- средство дифференции и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профессиональному обучению позволяет:
обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников, построения индивидуальных образовательных программ;
установить равный доступ к полноценному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации;
обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школ к освоению программ высшего профессионального образования.
Для поддержания и развития интереса к предмета следует включать в процесс обучения занимательные задачи, сведения из истории математики.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, установочных лекций, обобщающих уроков, зачетов, контрольных работ.
Оценка знаний учащихся проводится с помощью контрольной работы, которая включает основные изучаемые вопросы по данной теме.
Курс рассчитан на 136 часов.
Учащиеся должны приобрести умения:
решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности;
точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач и доказательствах теорем;
правильно пользоваться математической терминологией и символикой;
применять рациональные приёмы вычислений тождественных преобразований;
строить графики элементарных функций и проводить преобразования графиков, используя изученные методы;
проводить тождественные преобразования тригонометрических выражений;
решать тригонометрические уравнения и неравенства, доказать неравенства;
решать системы тригонометрических уравнений изученными методами;
применять аппарат математического анализа к решению задач;
проводить исследование функций с помощью производной.
Учащиеся должны знать:
достаточно широкий набор формул тригонометрии; овладеть развитой техникой их применения в ходе выполнения тождественных преобразований;
свойства функций (монотонности, периодичности, непрерывности);
понятия производной; экстремума функции;
набор приемов, применяемых для решения тригонометрических уравнений ;
правила вычисления производных;
обобщенный метод интервалов.
№ |
Тема |
|
1. Преобразования тригонометрических выражений (24 ч) |
1-2. |
Измерение углов. Радиан. Радианное измерение углов. Связь градусной и радианной мер угла |
3-4. |
Синус, косинус, тангенс и котангенс произвольного угла. Линии синусов, косинусов, тангенсов и котангенсов на единичной окружности. |
5-7. |
Основные тригонометрические тождества. |
8-9. |
Формулы приведения. Тест. |
10-11. |
Синус, косинус, тангенс и котангенс суммы и разности. |
12-13. |
Формулы двойного угла. |
14-15. |
Формулы тройного угла. Самостоятельная работа. |
16-17. |
Формулы половинного угла. |
18-19. |
Преобразования суммы синусов, косинусов в произведение и произведения в сумму. |
20-22. |
Тождественные преобразования тригонометрических выражений. Самостоятельная работа |
23. |
Контрольная работа № 1. Преобразование тригонометрических выражений. |
24. |
Урок коррекции |
|
2. Функции, их свойства и графики (14 ч) |
25. |
Функции y = kx+b, y = | x |, y = k / x, y = ax2 + bx + c, их свойства и графики |
26. |
Функции y = n√ x, где n Î N, n ≠ 1, y = x n для n Î N, n ≠ 1, y = 1/ x n для n Î N, n ≠ 1, их свойства и графики |
27. |
Экстремумы и ограниченность функции, понятие периодической функции. |
28. |
Поведение функции при неограниченном убывании (возрастании) аргумента или в окрестности характерных точек, асимптоты, график дробно-линейной функции. |
29. |
Общая схема исследования функций. Самостоятельная работа. |
30. |
Преобразования графиков функций: параллельный перенос. |
31. |
Преобразования графиков функций: растяжение вдоль осей координат. |
32 |
Преобразования графиков функций: симметрия относительно оси абсцисс, оси ординат. |
33. |
Взаимообратные функции и их графики, симметрия относительно прямой у = х. |
34-36. |
Исследование функций и построение их графиков. Самостоятельная работа. |
37. |
Контрольная работа № 2. Функции, их свойства и графики. |
38. |
Урок коррекции |
|
3. Тригонометрические функции и их графики (12 ч) |
39-42. |
Тригонометрические функции числового аргумента: синус, косинус, тангенс и котангенс. Свойства и графики тригонометрических функций. |
43-44. |
Периодичность тригонометрических функций. Основной период. |
45. |
Нахождение основного периода сложных функций, суммы, произведения и частного двух функций. |
46-48. |
Построение графиков функций вида у = Af (kx+b)+a. Самостоятельная работа. |
49. |
Контрольная работа. Тригонометрические функции и их графики. |
50. |
Урок коррекции. |
|
4. Обратные тригонометрические функции, их свойства и графики (10 ч) |
51-52. |
Арксинус, арккосинус, арктангенс и арккотангенс числа. |
53-54. |
Функции, обратные тригонометрическим, их свойства и графики. |
55-57. |
Преобразование выражений, содержащих обратные тригонометрические функции. Самостоятельная работа № 6. |
58. |
Решение уравнений с обратными тригонометрическими функциями. |
59. |
Контрольная работа № 4. Обратные тригонометрические функции. |
60. |
Урок коррекции |
|
5. Тригонометрические уравнения и неравенства (30 ч) |
61-62. |
Простейшие тригонометрические уравнения |
63. |
Самостоятельная работа № 7. Простейшие тригонометрические уравнения. |
64-65. |
Решение тригонометрических уравнений, сводящихся к квадратным. |
66. |
Решение тригонометрических уравнений. |
67-69. |
Решение простейших тригонометрических неравенств. |
70-71. |
Решение тригонометрических неравенств. |
72. |
Самостоятельная работа № 8. Решение тригонометрических неравенств. |
73-74. |
Решение тригонометрических уравнений вида sin f (x) = sin g(x), cos f (x) = cos g(x), tg f (x) = = tg g(x). |
75-77. |
Решение однородных тригонометрических уравнений. |
78-79. |
Решение уравнений вида а sin x + b cos x = с методом введения вспомогательного аргумента. |
80. |
Решение тригонометрических уравнений. |
81. |
Самостоятельная работа № 9. Решение тригонометрических уравнений. |
82-83. |
Решение тригонометрических уравнений; ограничениями. Отбор корней. |
84. |
Уравнения, использующие ограниченность тригонометрических функций. |
85-86. |
Решение систем тригонометрических уравнений. |
87-88. |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Самостоятельная работа № 10. |
89. |
Контрольная работа № 5. Решение тригонометрических уравнений, систем уравнений, неравенств. |
90. |
Урок коррекции |
|
6. Производная (16 ч) |
91-92. |
Общая постановка задач о касательной и мгновенной скорости. Приращение функции. Мгновенная скорость изменения функции. |
93-94. |
Понятие о производной. |
95. |
Понятие о непрерывности функции и предельном переходе. |
96-98. |
Правила вычисления производных. |
99. |
Правила вычисления производных. |
100-102. |
Производная сложной функции. |
103-104. |
Самостоятельная работа № 11. Производные тригонометрических и обратных тригонометрических функций. |
105. |
Контрольная работа № 6. Производная. |
106. |
Урок коррекции. |
|
7. Применение производной (24 ч) |
107-110. |
Обобщенный метод интервалов. Решение задач. |
111. |
Самостоятельная работа № 12. Решение неравенств методом интервалов. |
112-115. |
Геометрический смысл производной (угловой коэффициент касательной). |
116-117. |
Приближенные вычисления. Производная в физике и технике. |
118. |
Самостоятельная работа № 13. Производная в физике и технике. |
119-120. |
Признак убывания (возрастания) функции. |
121-123. |
Критические точки функции, максимумы и минимумы. |
124-126. |
Исследование функции с помощью производной. |
127-128 |
Самостоятельная работа № 14. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке. |
129. |
Контрольная работа № 7. Применение производной. |
130. |
Урок коррекции. |
|
8. Повторение. Решение задач (6 ч) |
131. |
Преобразование тригонометрических выражений. |
132-133. |
Решение тригонометрических уравнений и неравенств. Самостоятельная работа № 15. |
134. |
Графики функций. |
135. |
Итоговая контрольная работа |
136. |
Повторение. Решение тригонометрических уравнений. |
Итоговая контрольная работа по алгебре и началам анализа, 10 класс, физико-математический профиль.
1 вариант
1. Известно, что и
Найдите: tg a.
2. Постройте график функции; .
3.Сколько корней имеет уравнение. в промежутке Укажите их.
4. Решите неравенство если .
5.Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на указанном отрезке:.
2 вариант.
1.Известно, что и
Найдите ctg a.
2.Постройте график функции: .
3.Сколько корней имеет уравнение в промежутке Укажите их.
4.Решите неравенство , если .
5.Найдите наибольшее и наименьшее значение функции на указанном отрезке:.
Список литературы
1. Алексеев И.Г. Математика. Готовимся к ЕГЭ. Саратов, издательство «Лицей», 2004.
2. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ, 10-11 кл. М.: Просвещение, 2000.
3. Василюк Л.И., Куваева Л.А., Галякевич Б.К. Математикав экзаменационных вопросах и ответах. Минск, 1997.
4. Галицкий М.Л., Молошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа, 10-11 кл. М.: Просвещение, 1997.
5. Джумаева О.А. Математика. Готоваимся к государственному централизованному тестированию. Саратов, издательство «Лицей», 2002.
6. Ершова А.П. Голобородько В. В. Алгебра и начала анализа 10-11 кл., самостоятельные и контрольные работы. М.: «Илекса», 2003.
7. Клейменов В.А. Математика. Решение задач повышенной сложности. М.: «Интеллект- Центр», 2004.
8. Колмогоров А.Н., Абрамова А.М., Дудницын Ю.П., и др. Алгебра и начала анализа, 10-11 кл. М.: Просвещения 2002.
9. Семёнов В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математики, 9-11 кл. Кемерово, 2001.
10. Семёнов В.И. Функции в критической математике. Кемерово, 2003.