Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево
Программа элективного курса "Технология
создания сайтов" для 10 класса
(физико-математический профиль)
Морозов Владимир Владимирович,
учитель математики и информатики
НОУ частной школы "Ступени",
Москва.
Пояснительная записка
Настоящая программа описывает элективный курс информатики «Технология создания сайтов», предназначенный для изучения в 10 классе общеобразовательной школы (физико-математический профиль).
За основу этой программы взята программа Макаровой Н. В. (Программа по информатике. 5-11 кл. Системно-информационная концепция. Питер, 2000-2003).
Программа наиболее оптимально готовит выпускников к практическому использованию компьютерной техники в их дальнейшей учёбе в высших учебных заведениях и в их дальнейшей практической деятельности, создаёт предпосылки для развития творческого потенциала учащихся в области Интернет-технологий.
Предполагаемый объём учебного времени для 10 класса – 1 час в неделю, 34 часа в год.
Содержание курса обусловлено тем, что большинство учащихся не знакомо с цифровым фотомонтажом, а с компьютерной графикой знакомы лишь поверхностно, что изучаемый материал чрезвычайно прост и доступен для учащихся 8 класса, не требует специальной подготовки, и раскрывает широкие горизонты для художественного творчества учащихся.
В процессе работы динамика интереса к элективному курсу будет фиксироваться с помощью анкетирования на первом и последнем занятии; собеседований в процессе работы после выполнения каждого вида упражнений.
Форма итоговой отчетности – выставка работ учащихся, публикация их сайтов в Интернет.
В целях формирования интереса и положительной мотивации к информационно-технологическому профилю через освоение новых аспектов, содержание данного элективного курса включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
Считаем очень важным подчеркивать для детей авторитет программистов России и её признание во всём мире в области информационных технологий, поскольку это усилит интерес к информатике, будет воспитывать у учащихся патриотизм.
В основе курса лежит установка на формирование у учащихся системы базовых понятий web-технологий и языка html, java-программирования и флеш-технологий, а также выработка умений применять их для создания сайта и увеличения его посещаемости.
Навыки использования web-технологий предполагают умения работать с информационно-поисковыми системами, редакторами текстов и графическими редакторами, программами для разработки web-сайтов, умения пользоваться службами хостинга: установка счётчиков, разработка гостевых книг, форумов, досок объявлений, чатов, голосований. Существенную роль играет освоение средств и технологий компьютерных телекоммуникаций.
В соответствии с общим принципом деятельностного подхода освоение фундаментальных понятий информатики – информации, информационных процессов различных типов, различных видов информационных систем и т.п. – проводится в контексте изучения и работы в технологиях, поддерживающих соответствующие информационные объекты и процессы.
Роль информатики как предмета с каждым годом возрастает в силу информационного взрыва. На современного человека с каждым годом его жизни обрушивается такая масса информации, что заучить её механически не возможно, а потому современному выпускнику необходимо не столько приобрести определённый объём знаний по разным областям, сколько научиться оперативно разыскивать необходимую информацию. Именно этот элективный курс призван обогатить учащихся умениями и навыками поиска и обработки информации в Интернет.
Мы и наши выпускники живём в веке новых технологий. Лидирующей становится та страна, в которой развиваются новые информационные технологии. Поэтому особенно важно преподавать обучающимся самые современные направления, технологии и web-дизайна.
Изучение данного курса создаёт предпосылки для развития эстетической, художественной, этической стороны личности, для раскрытия творческого потенциала личности учащихся; при изучении укрепляется межпредметные связи.
Программа скорректирована для наших конкретных условий. У нас есть компьютерный класс с девятью рабочими местами (Pentium-466) + сервер, связанными локальной сетью.
Курс поддержан программным обеспечением: Microsoft Windows 98, Microsoft Office 97, Windows Commander 4.03. Имеется возможность изучать java-программирование.
В результате изучения элективного курса обучающиеся знают:
Основные теги языка html;
Структуру документа html;
понятие информации и информационных процессов;
принципы информационной безопасности;
основные виды программного обеспечения для создания сайтов, определять возможность и эффективность использования программного обеспечения для решения типовых учебных задач;
наиболее часто применяемые возможности текстового редактора Word, электронных таблиц Excel, баз данных Access для разработки сайта.
принцип работы локальной сети;
особенности поиска информации в глобальной сети Internet.
В результате изучения курса основ информатики обучающиеся умеют:
получать и отправлять файлы и папки с компьютера на компьютер по локальной сети;
создавать красивые, привлекательные, грамотно и профессионально оформленные html-документы, форматировать страницу, абзац, текст, вставлять в документ фотографии, списки, таблицы, математические формулы;
пользоваться буфером обмена для быстрого редактирования html-документов;
искать необходимую информацию в глобальной сети Internet с помощью поисковых систем Rabler и Яndex;
оптимизировать архивы и рисунки для публикации в Интернет;
публиковать свой сайт на службах бесплатного хостинга;
корректировать свой сайт с помощью ftp-соединения;
устанавливать на страницах сайта счётчики;
создавать несложные флеш-анимации и внедрять их в документ;
устанавливать на сайте гостевые книги;
устанавливать на сайте форумы;
устанавливать на сайте доски объявлений;
устанавливать на сайте чаты;
регистрировать сайт в поисковых системах;
увеличивать посещаемость сайта.
В соответствии с этим, основной целью курса является формирование информационной культуры обучающегося.
В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:
формировать представления о сущности информации и информационных процессов;
знакомить обучающихся с современными информационными технологиями;
совершенствовать опыт работы обучающихся с современными офисными программами;
совершенствовать у обучающихся опыт программирования на языке java; развивать алгоритмическое мышления обучающихся.
Практическая работа «Теги языка html»
Откройте главную страницу своего проекта в текстовом редакторе. Выполните следующие задания. После выполнения каждого задания сохраняйте работу и просматривайте результат в Internet Explorer.
· Создайте тег «title» и введите заголовок окна главной страницы.
· С помощью тега «H» создайте заголовок для своего
· Наберите два абзаца с помощью нужного тега.
· Важные слова текста выделите жирным шрифтом.
· Измените название и размер шрифта двух абзацев с помощью тега «font».
· Наберите мета-тег «content» для своего сайта. Учитывайте правила и рекомендации для описания сайта.
· Наберите мета-тег «keywords» для своего сайта. Учитывайте правила и рекомендации для ключевых слов сайта.
Практическая работа «Анимация в Интернете»
Откройте главную страницу своего проекта в текстовом редакторе. Выполните следующие задания. После выполнения каждого задания сохраняйте работу и просматривайте результат в Internet Explorer. Для поиска рисунков и анимированных файлов воспользуйтесь программами TotalCmd и ACDSee. Не забывайте контролировать размер файлов анимации и рисунков.
· Выберите любой анимированный файл в папке Фотоальбом на сервере. Скопируйте рисунок в папку со своим проектом. При необходимости переименуйте файл. Вставьте анимацию в свой html-документ.
· Создайте рамку желаемого цвета вокруг рисунка.
· Разметите рисунок в центре страницы.
· Измените размер анимированного рисунка.
· С помощью программы Cool3d создайте анимированный текст. Сохраните анимацию в папке со своим проектом. Вставьте анимацию в свой html-документ.
· Скройте границу анимации.
· Измените размер анимации.
· Сделайте фон анимации прозрачным.
· Вставьте команду «alt» в тег каждой анимации.
Номер занятия | Тема занятия |
1 | Internet как пример глобальной информационной сети. |
2 | Понятие сайта. |
3 | Адреса и домены. |
4 | Электронная почта. |
5 | Знакомство с языком html. |
6 | Создание html-документа простейшим текстовым редактором. |
7 | Структура html-документа. |
8 | Теги языка html. Практическая работа. |
9 | Формат шрифта и абзаца. |
10 | Выравнивание текста. |
11 | Создание списка. |
12 | Настройка цвета фона и текста. |
13 | Шестнадцатеричная система счисления. |
14 | Внедрение рисунков в html-документ. |
15 | Анимация в интернете. Практическая работа. |
16 | Знакомство с Flash-технологиями. |
17 | Знакомство с Flash-технологиями. |
18 | Обтекание рисунка текстом. |
19 | Внедрение гиперссылок в html-документ. |
20 | Разработка проекта сайта. |
21 | Добавление гиперссылок в рисунок. |
22 | Требования к документам сайта. |
23 | Способы бесплатного хостинга. |
24 | Локальное тестирование сайта. |
25 | Выгрузка сайта на web-сервер boom.ru. |
26 | Выгрузка сайта на web-сервер narod.ru. |
27 | Удалённое тестирование сайта. |
28 | Редактирование сайта. |
29 | Создание гостевой книги. |
30 | Создание форума. |
31 | Создание чата и опроса. Работа со счётчиками. |
32 | Публикация сайта в Интернете. Практическая работа. |
33 | Регистрация сайта в поисковых системах. Итоговое занятие. |
34 | Регистрация сайта в поисковых системах. Итоговое занятие. |
Дидактические материалы:
1. Кузнецов А. А. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике. – М.: Дрофа, 2000.
2. Основы информатики. Программа непрерывного обучения. Проверка знаний и умений учащихся по информатике. Кемерово, ИУУ, 1998.
3. Иванова И. А. Информатика. 11 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. – 112 с.
4. Программно-методические материалы. Информатика. Москва, «Дрофа», 1999.
5. Львовский М. Б. Учебник по языку html. (Электронный вариант)
6. Смольникова И. Информационные технологии и образование. http://pedsovet.alledu.ru/index.htm
7. Учебник по Internet. http://lg.msn.com/intl/ru/tutorial/credits.htm
8. Информационная культура. http://kem.classes.sibal.ru/Confer/Informik/ik.htm