Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево
Проект "Настенное украшение Букет"
Радомский Сергей Николаевич,
учитель технологии
МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области.
Обоснование и выбор темы проекта
В нашей новой школе, где в светлых коридорах много свободного места на стенах, было предложено их озеленить. Внести свой вклад в озеленение и украшение школы, причем работать не по старым, а применяя при этом новые технологии – вот задача, которая была поставлена перед нами. Разместить живые цветы не составляло труда. Но есть места мало освещенные и цветы в них не растут. Такие участки обычно оформляют искусственными цветами. Их популярность в последнее время возросла. Композиции из искусственных цветов украшают интерьеры жилых и других помещений, используются как дополнение к одежде, головным уборам, прическам. Их, конечно же можно купить в магазине, ведь там огромный выбор красивых настенных украшений, но они, как правило имеют высокую цену и однотипны. Бывая в различных общественных местах и в гостях у друзей, это заметно бросается в глаза. Поэтому у нас возникло решение изготовить украшение на стену из древесины, и таким образом внести свой личный вклад в оформление школы и оставить о себе память. Умение работать с деревом – это возможность приобщения к прекрасному. Это умение мы получили на уроках технологии по художественной обработке древесины, и теперь нам хочется использовать его для украшения интерьера школы и своего дома.
Без художественных работ по дереву невозможно представить себе русское жилье, как в старину, так и в наше время. Даже в ультра современной квартире или офисе нет – нет да и промелькнет резной узор, оживляющий интерьер помещения. Сейчас возрождаются многие народные промыслы; издается множество соответствующей литературы: книг, журналов, пособий, которые нам помогут в проектировании и изготовлении изделия.
Проектируемое изделие должно отличаться оригинальностью, простотой изготовления и небольшими затратами для его изготовления. На изготовление «букета» уйдет не очень много времени, зато, сколько красоты и уюта он внесет в интерьер нашей школы.
Историческая справка
Интерьер (фр. Interieur – внутренний) это структура, убранство и оборудование внутреннего пространства различных сооружений.
Всё, что тысячелетиями накапливалось в мировой практике как результат сложного взаимодействия человеческого труда, природно-климатических, социальных и материальных условий жизни явилось базой для развития современной архитектуры жилища и его интерьера: от жилого сельского дома, коттеджа до многоквартирного дома в городе.
Искусство классического интерьера зародилось в Древнем Египте, сформировалось во время античности, средневековья, в эпоху Возрождения. Оно дало основу всем последующим направлениям развития интерьера и оказало большое влияние на нашу современность. Обустройство жилища носило в основном утилитарный характер: решались вопросы организации очага и мест вокруг него. С развитием ремесла и возникновением художественных ценностей люди начали уделять внимание не только удобному обустройству, но и украшению жилища.
Искусственные цветы были известны еще в Древнем Египте за три тысячи лет до н.э. Позднее их стали изготовлять греки и римляне. Пользовались искусственными цветами в качестве украшения и в средневековой Европе. В XVIII в. они становятся модными. Их начинают изготовлять промышленным способом. В России цветы из ткани появились в конце XVIII – начале XIX в. вместе с парижскими туалетами и были очень дороги. Чтобы снизить цены, стали ввозить не только готовые украшения из них, но и детали – лепестки, листики, тычинки и собирать на месте. Вскоре появилось и отечественное производство искусственных цветов. Возникли профессиональные школы мастериц, были изданы первые пособия, в женских учебных заведениях начали преподавать искусство изготовления цветов.
Токарное ремесло возникло в Египте во времена фараонов. Причем многие изделия, выполненные токарным способом еще в те далекие времена и сохранившиеся до наших дней, имеют не только историческую, но и художественную ценность.
Выбор вариантов
Изготовление любой новой вещи начинается с эскизов. Их гораздо легче переделать, чем исправить или доработать готовое изделие. В то же время не следует слепо придерживаться эскиза. Как говорится – мастеру виднее. Идея создания определенного изделия происходит не сразу, да и дерево не скоропортящийся продукт, оно и полежать может, подсохнуть. Идея должна созреть, тем проще будет реализовать ее в материале. А от материала зависит многое. Одно дело, когда в руках просто полено, вы пытаетесь увидеть будущий образ. И иначе выстраивается работа, когда вы только помогаете созидательной силе природы, ее творческому потенциалу, работая с замысловатой древесиной. Изобретательность духа, творчески преобразующего природу, покорят дерево, и оно станет в руках творца достойным восхищения.
Разрабатывая композицию и выбирая вариант изделия мы учитывали дизайн коридора и места где будет находиться «букет». Для окончательного выбора лучшей формы изделия следует более подробно изучить каждый из них.
Разработка конструкции
При проектировании конструкции и формы изделия мы учитывали требования представленные в схеме:
С учетом вышеперечисленного мы разработали настенное украшение в виде двух половинок ваз с цветами. На эскизе показана одна половина.
Выбор материалов
Перед началом работы над изделием, необходимо определить из какого материала оно будет изготовлено. Для этого мы составили такую схему:
Основным материалом для изготовления изделия мы выбрали древесину, так как стоимость ее не велика, она легко обрабатывается и хорошо поддается художественной отделке. Да и дерево нам ближе по душе, потому что мы оба увлекаемся резьбой по дереву, это и послужило основным критерием при выборе материала и способа изготовления. Сведения о выборе материала для каждой детали мы привели в таблице.
№ позиции |
Наименование детали |
Количество |
Порода древесины, материал |
1. |
ваза |
1 |
карагач |
2. |
стебель |
6 |
сосна |
3. |
лист |
6 |
сосна |
4. |
цветок |
4 |
яблоня |
5. |
бутон |
2 |
яблоня |
6. |
навес |
2 |
сталь |
7. |
шуруп |
4 |
сталь |
Древесину нужно подобрать качественную без пороков. При подборе материала мы обращали внимание на то, чтобы он не имел сучков, косых слоев, трещин и сколов. Древесина должна быть хорошо высушена, так как изделие, изготовленное из сырого материала, со временем усыхает, коробится и растрескивается. Из-за чего оно будет некрасивым и непрочным, особенно в соединениях, где могут образоваться щели и перекосы.
Карагач
1. Признаки. Порода ядровая. Ядро красновато-бурое, заболонь узкая, желтовато-белая. Сердцевинные лучи узкие, на поперечном разрезе с трудом различимы или совсем не видны. Годичные слои различаются на всех разрезах.
2. Основные свойства. Древесина плотная, прочная, вязкая. Хорошо гнется и сопротивляется износу.
3. Область применения. Применяется из-за красивой текстуры в мебельном и фанерном производствах.
Яблоня
1. Признаки. Порода ядровая. Заболонь намного светлее, желто-розового цвета. Ядро красно-бурое. Годичные кольца и сердцевинные лучи слабо заметны.
2. Основные свойства. Дерево хорошо режется, поддается обработке и отделке, точится на токарном станке.
3. Область применения. Применяется для изготовления токарных и столярных изделий, производства дорогой мебели, ножевой фанеры, тростей.
Сосна
1. Признаки. Порода ядровая. Цвет ядра от розового до буровато-красного. Заболонь желтовато-белая. Годичные слои видны на всех разрезах. Древесина имеет резкий скипидарный запах.
2. Основные свойства. Прямослойная, мягкая, легкая, достаточно прочная. Быстро сохнет, мало коробится, особенно по длине. Хорошо держит клей, обрабатывается.
3. Область применения. Строительство (полы, леса, перегородки, крыши, стены), мебельное производство, поделки, резьба деревянное зодчество.
Требования, предъявляемые к токарным изделиям
Создание художественных изделий из древесины – процесс творческий.
Поэтому при проектировании надо учитывать не только технологические приёмы обработки, но и выразительные средства, которыми обладает обрабатываемой материал при правильном выборе формы, соблюдении пропорций и подборе нужной отделки.
Важнейший принцип – единство формы и содержания. На практике это означает,
что при определении формы, декора и способа отделки в первую очередь
нужно учитывать назначение изделия. Так, у декоративных изделий на первый
план выдвигается соответствие законам композиции; в частности, форма
может быть гиперболизирована, если это соответствует замыслу автора.
Должно быть соответствие формы и декора изделия свойствам материала. В художественном конструировании это называют проще - чувством материала, которое обычно появляется в процессе практической работы.
Древесина отличается от других материалов неоднородной структурой, различной текстурой у разных пород. Поэтому при конструировании и точение надо предвидеть – как будут расположены волокна в каждой части изделия. Можно даже сформировать такое правило: чем богаче текстура, тем скромнее должна быть форма и декор. То же самое можно отнести и к размерам изготавливаемых изделий. Например, мелкие изделия лучше смотрятся из скромной древесины, а на большой поверхности хорошо смотрится богатая текстура.
Древесина склонна к короблению и растрескиванию, поэтому у изделий не должно быть мелких и ажурных деталей, а толщину стенок надо выбирать с учетом этих факторов.
При проектировании изделий надо обязательно учитывать технологию изготовления и принципы формообразования. Сейчас приняты простые, лаконичные геометрические формы, поэтому не следует изделиям придавать излишнюю фигурность, если в этом нет особой необходимости. Иногда сама технология обработки подсказывает возможные варианты декора. Например, при точение ваз большого объёма, чтобы скрыть толщину стенок, можно использовать различные формы горловин: двойной или тройной уступ, заоваливание.
Прежде чем приступать к вытачиванию конкретного изделия необходимо ознакомиться с реальными образцами народного творчества, подержать их в руках, почувствовать теплоту и форму. Можно также использовать альбомы, открытки и т.п.
Технология изготовления
Разрабатывая изделие, мы учитывали общее композиционное решение. Место, где будут находиться вазы, уже имеет настенное панно. Прежде чем начинать работу, необходимо изучить технологическую карту на изготовление деталей.
В зависимости от сложности работ и толщины заготовки, нужно установить необходимую скорость вращения шпинделя. Для этого существует правило:
чем больше диаметр детали, тем меньше должна быть скорость.
Детали диаметром от 2,5 до 10 см обрабатываются на скорости 1330 об/мин.
Детали диаметром от 10 до 22 см обрабатываются на скорости 790 об/мин.
Перед работой нужно наладить и настроить станок. Для этого надежно закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой заготовки составляло 2-3 мм. Подбирают и раскладывают необходимые режущие и контрольно-измерительные инструменты.
Технология изготовления представлена в технологических картах. Поэтому мы остановимся на некоторых моментах.
Вазу можно было выточить произвольной формы. Мы же решили изготовить ее в классическом варианте. Для контроля изделия при точении изготовили шаблон из плотной бумаги.
Так как в процессе работы будут использованы твердые породы древесины, то режущий инструмент должен быть соответствующего качества. Он должен оставаться как можно дольше острым.
Форма вазы и цветка имеют криволинейную поверхность, поэтому эти участки точат с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
Для изготовления стеблей мы использовали древесину из сосны из-за ее свойства хорошо раскалываться. Стебли могут иметь ровную или изогнутую форму. Исходя из этого, выбираем способ изготовления детали круглого сечения. Если стебли предполагается сделать изогнутой формы, то для их изготовления рекомендуется использовать сосновую дощечку толщиной 8-10 мм. Волокна должны иметь косое расположение (косослой) или сучок. Затем доска раскалывается на брусочки сечением 8х8 или 10х10 мм. Полученные заготовки вручную обрабатываем до необходимой формы.
В нашем изделии стебли имеют ровную цилиндрическую поверхность. Учитывая оснащение мастерских, мы вместе с учителем спроектировали и изготовили приспособление для изготовления круглых деревянных стержней механизированным способом. Для этого в трехкулачковом патроне металлорежущего станка надо зажать нужного размера плашку. В нашем случае это плашка для резьбы М8. В резцедержатель устанавливаем приспособление.
Сделанное из двух уголков, оно предотвращает от проворачивания заготовку, которая подается на вращающуюся плашку. Скорость вращения шпинделя устанавливается максимальная. Центр квадратного отверстия приспособления должен совпадать с центром плашки, а зазор между ними должен быть 3-4 мм. Для того, чтобы заготовка легко входила в плашку один из ее концов необходимо обработать под конус.
Деревянные заготовки для точения стержней готовит учитель на станке ФПШ. Под плашку М8 сечение заготовки должно быть не более 10х10 мм.
Отшлифовать стержни можно ручным способом, но мы использовали токарный станок по металлу. В патрон зажимаем заготовку и соблюдая меры безопасности шлифуем заготовку. Готовую заготовку размечаем по длине и отпиливаем мелкозубой ножовкой, лучше слесарной ножовкой. Отверстие для крепления листа выполняем на сверлильном станке сверлом диаметром 2 мм под углом 20-22°. Сверлить отверстие лучше при помощи кондуктора и упора.
Для изготовления листьев мы использовали древесину из сосны, так как она имеет красивую текстуру с ярко выраженными годичными слоями, которые на готовом изделии будут выглядеть как настоящие капилляры. Берем заготовку с сучком и раскалываем ее на щепы толщиной 5 мм. Древесина будет раскалываться по слоям, повторяя форму сучка. Это придаст листу красивую изогнутую форму.
На отколотой щепе произвольно рисуем лист тюльпана. В природе не существует совершенно одинаковых листьев, поэтому нет необходимости при изготовлении выдерживать строго определенную форму. Чем разнообразнее форма листьев, тем лучше будет смотреться все изделие. Моделирование листьев производим при помощи острого ножа. Особое внимание надо уделить месту соединения листа со стеблем, для этого нужно на конце заготовки сделать стержень длиной 10 мм и диаметром 2 мм.
Затем мелкой наждачной бумагой шлифуем лист с обеих сторон. Причем шлифовать надо только по направлению волокон.
Для цветка мы использовали древесину яблони, из-за ее красивого внутреннего строения. Технология точения цветка аналогична технологии точения вазы. Разница лишь в креплении заготовки, ее мы закрепляли в патроне, чтобы в последующем можно было расточить отверстие. При растачивании отверстия подручник устанавливаем поперек заготовки и соблюдая меры безопасности стамеской снимаем тонкий слой древесины от центра к краю, повторяя наружный контур детали. Толщина стенки должна быть 2-3 мм.
Выточенную заготовку распиливаем на четыре части, не допиливая до конца детали 1,5-2 см. Образованные участки размечаем и лишние части срезаем резцом, получая таким образом лепестки. При работе резцом надо соблюдать особую осторожность:
Заготовку прочно закреплять в зажиме верстака;
Нельзя выполнять резьбу на весу.
Технологическая карта на изготовление вазы
№ |
Последовательность операций. |
Операционный эскиз. |
Инструменты и приспособления. |
1. |
Выбор заготовки с припуском на крепление и точение. |
|
Линейка, карандаш, пила, штангенциркуль, верстак. |
2. |
Разметить центры. |
|
Центроискатель, |
3. |
Сделать пропил для трезубца глубиной 5-8 мм |
|
Продольная пила, направляющая планка, зажим верстака. |
4. |
Пробить кернером отверстие для центра задней бабки смазать его солидолом. |
|
Молоток, кернер, солидол. |
5. |
Установить заготовку в станок. Установить подручник с зазором 2-3мм от заготовки. |
|
Станок СТД –120, |
6. |
Черновое точение до диаметра125 мм. |
|
Реер, штангенциркуль, линейка. |
7. |
Чистовое точение до диаметра 120 мм. |
|
Майзель, штангенциркуль, линейка. |
8. |
Разметка заготовки. |
|
Линейка, карандаш. |
9. |
Подрезать заготовку с левого торца, образуя шейку диаметром 20 мм. |
|
Майзель. |
10. |
Придать заготовке грубую форму |
|
Реер, майзель. |
11. |
Контроль точения по шаблону. |
|
Шаблон. |
12. |
Придание заготовке окончательной формы. |
|
Майзель, реер. |
13. |
Шлифовать изделие. |
|
Наждачная бумага. |
14. |
Полировать изделие древесиной более твердой породы. |
|
Брусок из березы. |
15. |
Обрезать изделие и зачистить торец. |
|
Майзель,
|
16. |
Распилить изделие пополам вдоль осевой линии. |
|
Продольная ножовка, верстак |
17. |
Прострогать и отшлифовать распиленные поверхности. |
|
Рубанок, наждачная бумага, верстак. |
18. |
Разметить центры отверстий для крепления. |
|
Карандаш, линейка, угольник, шило. |
19. |
Просверлить глухие отверстия диаметром 12 мм. |
|
Сверлильный станок, сверло диаметром 12 мм. |
20. |
Прикрутить навес. |
|
Шурупы 4 шт., отвертка, верстак. |
21. |
Разметить центры под стебли цветов. |
|
Карандаш, шило. |
22. |
Сверлить глухие отверстия под углом 3-5 градусов, диаметром 5 мм. |
|
Сверлильный станок, сверло. |
23. |
Покрыть изделие лаком в 2-3 слоя с последующей просушкой. |
|
Лак НЦ, кисть, верстак. |
Технологическая карта на изготовление цветка
№ |
Последовательность операций. |
Операционный эскиз. |
Инструменты и приспособления. |
1. |
Выбор заготовки с припуском на крепление и обработку. |
|
Линейка, штангенциркуль, ножовка, верстак |
2. |
Обстрогать торец под патрон. |
|
Рубанок, карандаш, верстак. |
3. |
Установить заготовку в станок. |
|
Станок СТД-120, |
4. |
Черновое точение до 70 мм. |
|
Реер, штангенциркуль. |
5. |
Проточить заготовку до 60 мм. |
|
Реер, майзель |
6. |
Разметить заготовку. |
|
Карандаш, линейка |
7. |
Подрезать левый торец. |
|
Майзель |
8. |
Грубо обработать заготовку. |
|
Реер, майзель |
9. |
Контроль качества шаблоном. |
|
Шаблон |
10. |
Чистовая обработка заготовки. |
|
Майзель |
11. |
Вставить сверло 12-16 мм в пиноль задней бабки и сверлить глухое отверстие глубиной 40 мм. |
|
Сверло 12-16 мм. |
12. |
Расточить отверстие параллельно наружному контуру. |
|
Расточной резец, |
13. |
Шлифовать внутреннюю и наружную поверхности. |
|
Наждачная бумага. |
14. |
Полировать более твердой породой древесины. |
|
Березовый брусок. |
15. |
Снять заготовку со станка. |
|
|
16. |
Разметить заготовку на четыре части. |
|
Линейка, карандаш. |
17. |
Зажать заготовку в тисы и пропилить по линиям разметки. |
|
Пила для смешанного пиления, верстак. |
18. |
Зачистить места пропила. |
|
Наждачная бумага. |
19. |
Разметить лепестки. |
|
Карандаш. |
20. |
Придать лепесткам необходимую форму. |
|
Резец, верстак. |
21. |
Установить заготовку в станок. |
|
Станок СТД-120 |
22. |
Отрезать заготовку. |
|
Майзель. |
23. |
В торце сверлить отверстие 5 мм. |
|
Сверлильный станок, сверло 5 мм. |
24. |
Покрыть изделие лаком. |
|
Лак НЦ, кисть, верстак. |
Технологическая карта на изготовление стебля
№ |
Последовательность операций. |
Операционный эскиз. |
Инструменты и приспособления. |
1. |
Выбор заготовки. |
|
Рейки сечением 10х10, линейка, карандаш. |
2. |
Установить плашку диаметром 8мм. в патрон станка ТВ-7. |
|
Станок ТВ-7, плашка М8, ключ. |
3. |
Установить направляющее приспособление в резцедержатель точно по центру. |
|
Приспособление, ключ. |
4. |
Установить зазор между планкой и приспособлением 3-5 мм. |
|
Направляющее приспособление, станок ТВ-7 |
5. |
Включить станок на 700 оборотов/мин. |
|
|
6. |
Подавать через направляющее приспособление заготовку. |
|
Приспособление, квадратная заготовка . |
7. |
Выключить станок, не дотачивая заготовку 3-4 см. Вынуть заготовку. |
|
|
8. |
Шлифовать изделие . |
|
Наждачная бумага. |
9. |
Отрезать изделие по длине. |
|
Ножовка по металлу. |
10. |
Зачистить торцы. |
|
Наждачная |
Технологическая карта на изготовление листа
№ |
Последовательность операций. |
Операционный эскиз. |
Инструменты и приспособления. |
1. |
Выбор заготовки. |
|
Карандаш, линейка, пила. |
2. |
Расколоть заготовку на щепы толщиной 3-5мм. |
|
Топор, подкладная доска. |
3. |
Разметить на щепе форму листа. |
|
Карандаш. |
4. |
Вырезать форму листа. |
|
Резец. |
5. |
Разметить осевую линию. |
|
Карандаш. |
6. |
Срезать плоскости от осевой линии к кромкам. |
|
Резец. |
7. |
Шлифовать изделие |
|
Наждачная бумага. |
8. |
Покрыть изделие лаком в 2-3 слоя |
|
Лак НЦ, кисть. |
Отделка изделия
Точеные изделия из древесины отделывают разными способами. Изделия из древесины с красивой текстурой тщательно зачищают шлифовальной шкуркой, а затем полируют бруском более твердой породы. Такое изделие можно оставить только отполированным или покрыть его бесцветным лаком для придания стекловидного блеска. Для шлифования изделия обычно используют шлифовальную шкурку на тканевой основе. При шлифовке вначале используется крупнозернистая, а потом мелкозернистая шкурка.
Работа над композицией завершается отделкой. Даже тщательно отшлифованная древесина без покрытия лаком остается бледной и тусклой. Лак усиливает декоративность изделия, придает яркость цвету, гладкость, чистоту и блеск древесине. Лаковое покрытие защищает деревянные изделия от влаги, пыли и атмосферных воздействий.
Выбор лака зависит от назначения изделия ( для экспозиции в сухом закрытом помещении, во влажной среде или на улице) и в соответствии с его декоративной композицией. Художественные работы по дереву покрывают прозрачными лаками и эмалями.
Чтобы определить, как будет выглядеть покрытое изделие лаком, можно смочить водой небольшой участок поверхности.
В своей работе мы использовали лак НЦ-228, это нитроцеллюлозный лак – светлый, глянцевый, обладает высокой твердостью после высыхания, быстро сохнет. Лак наносим кистью в два слоя с последующей просушкой каждого в течение 20-30 мин. отделку производим до полной сборки изделия, то есть каждую деталь покрываем лаком отдельно. Это обеспечивает удобство в работе и повышает качество отделки.
Лакирование следует проводить в сухом и теплом, хорошо проветриваемом помещении без пыли.
Отделка занимает сравнительно небольшое время, но значительно улучшает товарный вид изделия.
Сборка изделия
Прежде чем приступать к сборке изделия нужно изучить сборочный чертеж. В нашем случае мы ориентировались по эскизу.
Вначале производят предварительную сборку для того, чтобы убедиться в правильности соединения всех мест, не ли перекосов или других дефектов. Обнаруженные дефекты сразу устраняют. Если предварительно собранное изделие соответствует условиям, то его можно склеить.
Для сборки своего изделия мы использовали клей ПВА. Это клей на основе поливинилацетата – жидкий, готовый к употреблению, быстро схватывается. При высыхании становится бесцветным.
Чтобы добиться хороших результатов при склеивании, надо знать некоторые правила:
¨ Чтобы склеиваемые места получились прочными, древесина должна быть достаточно сухой.
¨ При склеивании клей заполняет поры древесины, вскрытые при обработке. Если же поры закрыты, то склеивание не будет прочным.
¨ Склеивание тем прочнее, чем тоньше клеевой шов.
¨ При склеивании клей наносят на обе склеиваемые поверхности.
В первую очередь склеиваем стебель с листом. После того как детали посажены на место, их необходимо скрепить нитью и так выдержать до схватывания клея.
Затем приклеиваем к стеблю цветок.
Для удобства транспортировки цветы в вазу вставляются без клея.
Способ крепления на стену
Стены нашей школы выполнены из кирпича, поэтому здесь есть некоторые сложности при навеске ваз. Если в деревянную стену нетрудно забить гвозди или завернуть шурупы, надо только предварительно разметить места их расположения шилом. В кирпичной же стене сначала необходимо проделать отверстие. Его можно выдолбить пробойником или шлямбуром. Но мы использовали сверло с победитовой насадкой и ручную дрель. Этот способ менее трудоемок и дает более качественное отверстие.
В полученное отверстие забиваем деревянную пробку, диаметр которой должен быть на 1-2 мм больше диаметра отверстия, а длина равна глубине отверстия. Затем ввертываем шурупы, подходящие по диаметру и длине. После чего навешиваем вазы.
Экономическое обоснование
Для того, чтобы подсчитать затраты на выполнение нашего изделия, необходимо знать стоимость всех материалов и электроэнергии затраченных на его изготовление.
Мы не учитывали затраты на:
¨ древесину, так как использовали отходы от спиленных деревьев;
¨ амортизацию оборудования, так как работали на школьных станках;
¨ электроэнергию, так как работали в светлое время суток;
¨ оплату труда, так как делали все самостоятельно;
¨ шурупы, так как использовали бывшие в употреблении.
При изготовлении вазы мы работали на токарном станке по дереву СТД-120 и расходовали энергию.
Время работы на станке – 30мин или 0,5 часа.
Мощность станка – 1,7 кВт.
Цена 1 кВт – 50 коп или 0,5 рубля.
С = 1.7 х 0.5 х 0.5 = 0.42 руб.
Время работы на сверлильном станке – 5 мин.
Мощность станка – 1,1 кВт.
С = 1.1 х 0.084 х 0.5 = 0.05 руб.
При изготовлении стебля мы работали на токарном станке по металлу ТВ-6.
Время работы на станке – 3мин.
Мощность станка – 1,7 кВт.
С =(1.7 x 0.05 x 0.5) x 6 = 0.24 руб.
При изготовлении цветка использовали станок СТД-120.
Время работы на станке – 40 мин.
Мощность станка – 1,7 кВт.
С = (1.7 x 0.6 x 0.5) x 6 = 3 руб.
Время работы на сверлильном станке – 2 мин.
Мощность станка – 1,1 кВт.
С = (1.1 x 0.03 x 0.5) x 6 = 0.12 руб.
Для отделки изделия мы израсходовали 100 грамм лака или 0,1кг.
Цена 1кг лака – 60 руб.
С = 0.1 x 60 = 6 руб.
Для навески ваз на стену нам понадобилось 2 навеса.
Цена 1 навеса – 1,50руб.
С = 1.50 x 2 = 3 руб.
Общие затраты составили:
С = 0.42 + 0.05 + 0.24 + 3 + 0.12 + 6 + 3 =12 руб 83
коп.
Оценка изделия
Изготовленные нами изделия получились оригинальными и красивыми, намного дешевле чем в магазине. При работе были использованы доступные материалы, технология изготовления доступна каждому учащемуся. Знаний полученных на уроках технологии и черчения достаточно для проектирования и изготовления изделия. В процессе работы над кашпо пришлось самостоятельно ознакомиться с правилами оформления интерьера. Во время работы не возникло никаких трудностей и поэтому не пришлось изменять технологии изготовления или конструкцию изделия.
Такую вазу можно сделать подарочной к 8 марта или к дню рождения. Мы думаем, что такому подарку будут очень рады. Ведь аккуратно выполненное изделие из дерева радует глаз. А цветы – прекрасный посредник для выражения чувств. В этом случае вазу рекомендуется сделать стоящей и можно увеличить количество цветов, а чтобы она была устойчивее надо в ее дне просверлить глухое отверстие диаметром 12-16 мм и глубиной 10-12 мм. Затем в это отверстие вставить свинцовый стержень.
Изготовив свою композицию мы внесли личный вклад в оформление школы и тем самым решили поставленную задачу.
Наше изделие понравилось всем учащимся. А наши мамы были в восторге от увиденного и попросили сделать домой такие же композиции.
Наше изделие отличают рациональная простота, неброская, но подлинная красота и строгий светотеневой узор.
Цветов и листьев аромат,
Застывший в дереве наряд.
И
простота и краски эти
В нашем собраны букете.
Библиография
1. Буженов Р. Г., Власов В. Н. Домовая резьба. – М.: Нива России совместно с Компанией «Евразийский ремонт», 1995. – 352 с., ил.
2. Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М.: Лесная промышленность, 1976. – 248 с., ил.
3. Дементьев С. В. резьба по дереву. – М.: издательский Дом МСП, 2000. – 96 с., ил.
4. Семёнов Л. А. Дерево. Дерево? Дерево! – Калининград: Янтар. Сказ, 1998. – 136 с., ил.
5. Серия «Сделай сам». Обработка дерева. – М.: ВНЕШСИГМА АСТ, 2000. – 31 с., ил.
6. Симоненко В. Д. Технология. Трудовое обучение. 6 кл. – М.: Вентана-Граф, 1996. – 176 с.
7. Симоненко В. Д. Технология. Трудовое обучение. 7 кл. – М.: Вентана-Граф, 1996. – 176 с.
8. Симоненко В. Д. Технология. Трудовое обучение. 9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2000. – 176 с.
9. Хворостов А.С. Декоративно- прикладное искусство в школе. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.–175 с., ил., 16 л. вкл.