Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево
Программно-методическое сопровождение курса
по выбору
"Художественная резьба по дереву" для 9 класса
Радомский Сергей Николаевич,
учитель технологии
МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области.
Пояснительная записка
Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.
Основной целью данного курса является:
– изучение народных традиций, распространённых промыслов;
– овладение учащимися навыками выполнения резьбы по дереву.
– формирование у школьников знаний, первоначальных умений и навыков, общих для группы родственных профессии (выжигальщик по дереву, резчик по дереву и бересте, художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из дерева и т. п.);
– знакомство с современными ручными деревообрабатывающими электроинструментами;
– обеспечение всестороннего развития личности школьника.
Предпрофильное обучение по курсу «Художественная резьба по дереву» решает следующие задачи:
– раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
– привить любовь к традиционному народному искусству;
– воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус;
– развить художественно-творческие способности.
Курс рассчитан на 8 занятий, 1 час в неделю.
Содержание обучения предусматривает ознакомление школьников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева.
В процессе занятий учащихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, характеризующими историю художественного промысла, творчество народных мастеров. Возможно проведение нескольких занятий в музее (народных художественных промыслов, краеведческом)
Теоретический материал по теме «Основы композиции» усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традициях народного промысла. При этом учащиеся не просто копируют образцы народного искусства, а творчески используют изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя их по-своему, опираясь на художественные традиции.
Теоретическое и практическое обучение учащихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.
В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике, свойственной конкретному народному художественному промыслу, и изготовляют художественные изделия из дерева с учетом местных художественных традиций.
Формирование у учащихся профессиональных знаний, умений, приемов работы осуществляется во взаимосвязи с изобразительным искусством и трудовым обучением.
Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.
При разработке данного курса взята за основу «Программа по обучению учащихся изготовлению народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. 1992 г.» Эта программа предназначена для углубленного изучения направления «Резьба по дереву».
Разделы программы предусматривают ознакомление учащихся с основными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками деревообработки. Позволяют привлечь их к творческой деятельности, знакомят с основными направлениями декоративно-прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия.
Содержание программы предусматривает подведение учащихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля, а также одной из рабочих профессий по профилю «Художественная обработка дерева».
Для плодотворной работы в области резьбы по дереву недостаточно обучения техническим приёмам, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
Учащиеся должны знать:
основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева; его роль в экономике края;
основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
виды и свойства материалов, применяемых в художественной обработке дерева, инструменты, оборудование и приспособления;
применяемый инструмент, приемы его заточки и правки;
технологический процесс изготовления изделий и декорирования их резьбой;
основные приемы выполнения геометрической резьбы, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
правила безопасности труда и пожарной безопасности, требования к организации рабочего места.
Учащиеся должны уметь:
различать изделия разных видов обработки дерева, характерных для традиционных центров художественных промыслов родного края;
делать зарисовки с образцов изделий;
владеть инструментом и технологией художественной обработки дерева;
выполнять элементы и мотивы орнамента в технике геометрической резьбы;
проектировать простое изделие и изготовлять его;
самостоятельно разрабатывать композиции для резьбы и выполнять их на поверхности изделия;
затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
организовать рабочее место, соблюдать правила безопасности труда.
Программа
1. Народные художественные промыслы родного края (1 час).
История возникновения и развития местных художественных промыслов, их своеобразие и художественная ценность. Роль творческой личности мастера в народном искусстве. Художественная обработка дерева как один из традиционных видов художественного промысла. Ассортимент изделий из дерева.
2. Основы композиции (1 час).
Элементы и мотивы орнаментов, их композиционное построение, характерное для местного промысла художественной деревообработки. Виды чередования элементов орнамента. Выявление в узоре главного и второстепенного факторов, определяющих декоративную выразительность композиции. Принципы построения композиции орнаментальной полосы по горизонтали, вертикали, кругу. Упражнения по составлению композиции на соподчинение всех элементов.
Практическая работа. Составление эскиза изделия на основе местных народных форм (разделочная доска, декоративная рамка и т. п.) с геометрической резьбой.
3. Геометрическая резьба по дереву (1 час).
История возникновения и развития геометрической резьбы, ее особенности. Элементы геометрической резьбы в традициях местного промысла. Разнообразие орнаментов геометрической резьбы. Безопасность труда при выполнении геометрической резьбы. Материалы, инструменты и приспособления. Способы выполнения геометрической резьбы.
Практическая работа. Создание проекта. Разработка резной заставки.
Вычерчивание орнамента геометрической резьбы в натуральную величину.
4. Выполнение простого предмета (строганного или точёного) с резной заставкой (3 часа).
Учет функционального назначения бытового предмета и его связь с резным декором. Эмоциональная выразительность формы. Выявление декоративных свойств материала в трактовке образов. Способ отделки и его зависимость от утилитарного использования изделия.
Практическая работа. Изготовление (столярным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки (отделка готового изделия производится по светлому или по темному фону).
4. Способы отделки резных изделий (1 час).
Тонирование древесины. Виды лаков. Лакирование, полирование резной композиции. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.
Практическая работа. Отделка готового изделия – тонирование, лакирование, полирование в зависимости от выбранного фона, светлого или темного.
5. Защита проекта (1 час).
Календарно-тематический план (8 часов)
№ |
Темы |
Кол-во часов |
№ урока |
I.
|
Народные художественные промыслы |
1 |
1 |
II.
|
Основы композиции
|
1 |
2 |
III.
|
Геометрическая резьба по дереву
|
1 |
3 |
IV.
|
Выполнение простого предмета (строганного или точёного) с резной заставкой. Подготовка основания |
1 |
4 |
|
Разметка резного поля
|
1 |
5 |
|
Выполнение резьбы
|
1 |
6 |
V.
|
Способы отделки резного изделия
|
1 |
7 |
VI.
|
Защита проекта
|
1 |
8 |
Литература
1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: «Дрофа», 2000.
2. Каюсов С.Л. Хозина А.А. Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из древесины, изготовляемые учащимися 5-7 классов. Библиотечка журнала «Методист» (приложение к журналу), 1991.
3. Программно-методические материалы: Технология. 5–11 кл. Сост. А.В. Марченко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.
4. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1– 11 классы. М.: «Просвещение», 1997.
5. Программа по обучению учащихся изготовлению народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. М.: «Просвещение», 1992.
6. Симоненко В.Д. Технология: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учр. – М.: Вентанта-Графф, 2000. – 288 с.
7. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. – 175 с.