Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Комплексирование методик технологии коллективного способа обучения:
Методические рекомендации

Володина Екатерина Григорьевна, учитель русского языка и литературы,
Горчакова Елена Витальевна, учитель математики,
Нруненко Елена Александровна, учитель географии,
Зубкова Маргарита Георгиевна, учитель биологии,
Миронова Эльвира Петровна, учитель физики.
МОУ школа 17 г. Полысаево.

Рецензенты. Т. В. Попова, зам. начальника ГУО г. Полысаево, почётный работник общего образования РФ,  Т. В. Яловец, заведующая кафедрой педагогики и технологий образовательного процесса Новокузнецкого ИПК, кандидат педагогических наук, отличник просвещения РФ.

Консультант. Т. З. Долгих, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения РФ.

Содержание

Введение

Интегрированное учебное занятие по биологии и географии в 7 классе (Зубкова М. Г., Груненко Е. А.)

Интегрированное учебное занятие по русскому языку и литературе в 9 классе (Володина Е. Г.)

Учебное занятие по физике в 7 классе (Миронова Э. П.)

Учебное занятие по алгебре в 8 классе (Горчакова Е. В.)

Список рекомендуемой литературы

Приложения

Введение

Коллективный способ обучения (КСО) – это новейшая педагогическая технология, демократическая система обучения по способностям.

Обращённость к технологии КСО связана:

-    с возможностью повышения эффективности процесса обучения; разрешении противоречия между быстро обновляющимся содержанием образования и традиционными организационными формами обучения;

-    с возможностью осуществления индивидуализации обучения на коллективной основе.

В технологии КСО применяются различные методики сотрудничества учащихся. Практика показывает, что оптимальная модель коллективного учебного занятия (КУЗ) – это комплексное использование методик КСО, при этом набор методик определяется содержанием учебного предмета.

Комплексное использование методик КСО позволяет учащимся осваивать разное предметное содержание в различных вариантах и формах сотрудничества, даёт возможность полноты проживания в едином воспитательно-образовательном процессе, что способствует целостному развитию личности (гносеологический, аксиологический, коммуникативный аспекты).

Комплексирование методик КСО эффективно формирует общие и индивидуальные образовательные эффекты.

Технология КСО органически связана с другими нововведениями современной педагогической мысли и плодотворна лишь в своей связи с ними.

Интегрированное учебное занятие по биологии и географии в 7 классе

Зубкова М. Г., учитель биологии,
Груненко Е. А., учитель географии
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Особо охраняемые природные территории Кемеровской области.

Задачи.

       Дать определения понятий «заповедник», «особо охраняемые природные территории», «национальный парк», «заказник», «памятник природы»;

       познакомить учащихся с деятельностью организации охраняемых природных территорий Кемеровской области;

       развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;

       создать образ природоохраняемых территорий Кемеровской области;

       формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками;

       воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование.

       Физическая карта, карта Кемеровской области, атласы Кемеровской области;

       Видеоматериал, аудиокассета;

       Словари, справочники.

План занятия

1.     Информационный ввод – 2 мин.

2.     Работа с картой – 10 мин.

3.     Взаимный тренаж – 7 мин.

4.     Обзор современных проблем биологии и экологии – 10 мин.

5.     Работа в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина – 12 мин.

6.     Работа в группах– 15 мин.

7.     Выступление лидеров групп – 10 мин.

8.     Рефлексия по методике «Опрос мнений» – 12 мин.

9.     Домашнее задание – 2 мин.

(Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа),

П – парная организационная форма обучения.

К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава).

И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа)

Орг. форма

Ход занятия

 

Ф

1. Информационный ввод

       Ребята, сегодня мы проводим не совсем обычное занятие по биологии и географии.

(На доске план занятия).

Ф+И

2. Работа с картой

       Карта – язык географии. Начнём мы своё занятие с путешествия по физической карте мира и по карте Кемеровской области.

(Ученик подходит к учителю и выбирает себе карточку, на которой написаны объекты номенклатуры по географии родного края и мира и показывает эти объекты на физической карте мира и на карте кемеровской области. Одновременно два ученика работают за столом зачёта с учителем биологии).

П

3. Взаимный тренаж (приложение 1).

Во время взаимного тренажа выбираются две пары. Одна пара работает по методике взаимопроверки тестов (приложение 2), а вторая пара – по методике взаимодиктанта (приложение 3).

Ф

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И

 

Ф

4. Обзор современных проблем биологии и экологии.

На доске записаны вопросы:

·        Надо ли охранять природу?

·        Зачем?

·        Каким образом?

·        От кого и для кого?

Учитель биологии рассказывает учащимся о глобальных экологических проблемах и о сохранение живых организмов посредством создания национальных парков, заповедников, заказников и проч.

Работа со словарём. Учащиеся находят в словаре толкование этих понятий.

Учитель географии рассказывает о природоохраняемых территориях и показывает их на карте Кемеровской области. Далее учащиеся работают с атласами.

       Мы с вами познакомимся с памятником природы Липовым островом. (Просмотр видеофильма).

– Мы посмотрели, как прекрасен наш край, как разнообразен мир растений и животных. А теперь с другими особо охраняемыми природными территориями нашего края вы познакомитесь, работая в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина.

П

5. Работа в парах сменного состава по методике А. Г. Ривина (приложение 4).

К+И

6. Работа в группах.

У каждой группы конверт с заданиями, инструкциями и дидактическим материалом. В каждой группе учащиеся выбирают лидера, а также экскурсовода-эколога, ботаника, зоолога и эколога, для каждого из них на карточке указано особое задание (приложение 5). Лидер руководит работой группы, оценивает участников.

Ф+И

7. Выступление лидеров групп.

Лидер каждой группы выступает с результатом работы группы, пользуясь картой, записями в тетради, отвечает на поставленные вопросы.

 

 

 

П

 

 

Ф+И

8. Рефлексия по методике «Опрос мнений» (приложение 6).

       Сегодня мы много узнали об особо охраняемых территориях Кемеровской области, и сейчас уже сможем ответить на вопросы, поставленные  вначале урока. Постараемся это сделать, работая в парах сменного состава по методике «Опрос мнений».

(Учащиеся работают в парах сменного состава, учитель следит за работой пар, помогает найти партнёра, разъясняет непонятное).

       А теперь попробуем ответить на поставленные вопросы.

(Учащиеся высказывают свои мнения).

Ф

10. Домашнее задание

– Вашим домашним заданием будут творческие работы по поводу создания Красной книги Кемеровской области.

 Интегрированное учебное занятие по русскому языку и литературе в 9 классе

Володина Е. Г., учитель русского языка и литературы,
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Урок-практикум по русскому языку. Сложноподчинённые предложения.

Оргдиалог на уроке литературы. Жизнь и творчество В. А. Жуковского.

Задачи урока.

       Закрепить умения:

1)     находить в тексте сложноподчинённые предложения;

2)     определять вид придаточного;

3)     правильно расставлять знаки препинания в сложнопод­чинённых предложениях, расставлять составлять схемы;

4)     графически обозначать орфограмму «н, нн в разных частях речи»;

       познакомить с биографией писателя;

       развивать у учащихся культуру речи, научить вести диалог;

       воспитывать нормы социальной жизни в классе.

 

Орг. форма

Ход урока

Ф

Оргмомент.

– В предстоящей работе с текстом, вы покажете свои умения в нахождении сложноподчинённых предложений, в определении вида придаточного; пунктуации в сложноподчинённом предложении, составлении схем. Одновременно с этим вы познакомитесь с жизнью и творчеством В. А. Жуковского. Оформлять свои записи будете в тетрадях по русскому языку и литературе. 

 

 

И

– В тетрадях по русскому языку выполните следующую работу:

       переписать текст;

       найти сложноподчинённые предложения, сделать синтаксический разбор;

       обозначить графически повторённую диаграмму.

– В тетрадях по литературе заполните таблицу:

План    Опорные слова

1. ...

2. ...

       пересказать по плану и опорным словам;

       составить словарь незнакомых слов.

Ф+И

– В итоге такой работы вы рассказываете о жизни и творчестве поэта-романтика В. А. Жуковского по плану:

1.     Детские годы Жуковского.

2.     Образование.

3.     Начало творческого пути.

4.     Балладные опыты Жуковского.

5.     Отечественная война 1812 г.

6.     Жизнь при дворе.

7.     За границей.

8.     Пушкин и Жуковский.

 

К

Повторение.

– Работая по тренажным карточкам, вы должны определить вид орфограммы, которую будете обозначать в тексте.

– Итак, какую орфограмму будете обозначать в тексте графически?

(н, нн в разных частях речи).

 

 

П

 

Ф

К

Практическая работа.

– Приступаем к работе по теме по методике «Оргдиалог».

Ученики в парах проговаривают друг другу алгоритм работы по данной методике (приложение 7).

Учитель ещё раз проверяет знание алгоритма.

После этого ученики работают по карточкам с текстами (приложение 8). Заполняют в тетради по литературе таблицу, в тетради по русскому языку выписывают сложноподчинённые предложения, выполняют задания.

Затем обсуждают с напарником составленную таблицу, пересказывают текст, проверяют задания по русскому языку.

После такой работы меняют напарника (в произвольном порядке) и работают с ним по алгоритму «Оргдиалог».

 

Физминутка по методике В. Ф. Базарного.

Ф

       Какие литературоведческие термины встретились вам в тексте?

       Назовите жанры (баллада, элегия, поэма, сказка).

       Лексическое значение этих слов.

 

Ф

Проверка практической работы.

       Сколько карточек успели проработать?

       Назовите сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

 Кто прочтёт предложение, соответствующее схеме:

 

       Чем отличаются придаточные обстоятельственные от придаточных изъяснительных и определительных?

 

И+Ф

Рассказ по плану о жизни и творчестве Жуковского.

– Просмотрите записи в тетради по литературе.

       Кто расскажет по 1 пункту?..

       Какие будут дополнения?

 

 

  

Ф

Работа с иллюстрацией (портрет В. А. Жуковского работы О. Кипренского).

– Наше сообщение о Жуковском будет неполным, если мы не обратимся к живописи.

       Кто работал с таким текстом?

Рассказ ученика.

 

Ф

Творческая работа.

– С творчеством многих поэтов мы знакомились на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения, встречались с творческой группой «Вдохновение». Я знаю, что многие из вас сами пробуют перо. Поделитесь своими мыслями, размышлениями в минисочинении «Мой любимый поэт».

Чтение минисочинений.

 

Домашнее задание. Чтение баллад «Светлана», «Ленора», «Людмила», элегия «Море».

 Учебное занятие по физике в 7 классе

Миронова Э. П., учитель физики высшей квалификационной категории 
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Решение задач.

Задача.

       Воспитывать навыки самостоятельной работы при решении задач.

Оборудование.

       Алгоритмы работы по методикам «Тренажная методика» (ТМ), «Взаимопроверка индивидуальных заданий» (ВПЗ), «Методика монитора» (ММ), «Взаимообмен заданиями» (ВОЗ);

       экран учёта успеваемости;

       карточки-задания для работ по методикам ТМ, ВПЗ, ММ, ВОЗ.

План занятия

1.     Информационный ввод – 2 мин.

2.     Повторение изученного материала  – 10 мин.

3.     Работа в парах сменного состава по методике ТМ.

4.     Работа в парах сменного состава по методикам  ВПЗ, ММ, ВОЗ, лабораторный опыт  – 20 мин.

5.     Физминутка – 12 мин.

6.     Мозговая атака – 15 мин.

7.     Итог коллективного занятия – 10 мин.

Орг. форма

Ход занятия

 

1. Информационный ввод.

Обсуждаются цель и план занятия. Класс делится на группы. Учитель объявляет, кого он берёт под особый контроль.

Ф

2. Повторение изученного материала.

       Что такое давление? Как связано давление с весом тела?

       Что такое гидростатическое давление?

       Как рассчитать гидростатическое давление, от чего оно зависит?

       Как из формулы гидростатического давления выразить плотность и высоту?

       Выразить в системе Си: 20 см=…м; 30 см2=…м2; 4 кПа=…Па; 0,6 кПа=…Па.

К

3. Работа в парах сменного состава по методике ТМ (приложение 9).

  

К

 
И+П

И+К

 П

4. Работа в парах сменного состава по методикам  ТМ, ВПЗ, ММ, ВОЗ.

Основная часть учащихся работает по методикам ВОЗ (приложение  10) и ММ (приложение 11) по решению задач.

Группа ребят работает по методике ВПЗ (приложение 12) по решению задач. 4 ученика выполняют лабораторный опыт (приложение 13), затем объединяются в группу и обсуждают результат.

Учителю отвечают: Осколков, Тупицкий, Кох, Антонюк.

 

5. Физминутка (через каждые 20 минут работы).

Ф

6. Мозговая атака.

Сосуды 1 и 2 с разными жидкостями. Может ли быть:

а) p2>p1?    б) p2=p1?    в) p2<p1?

В трёх сосудах с одинаковой площадью дна налита вода до одного уровня.

а) В какой сосуд налито больше воды?

б) одинаково ли давление воды на дно в этих сосудах?

в) с одинаковой ли силой давит вода на дно этих сосудов?

П

7. Итог коллективного занятия.

Лидеры групп отчитываются о качестве проделанной работы.

Учитель говорит о том, что ученик в роли учителя должен не только объяснить, но и спросить «Понятно ли?», а если понятно, то что именно? Ученик тоже должен активнее задавать вопросы.

 Учебное занятие по алгебре в 8 классе

Горчакова Е. В., учитель математики II квалификационной категории 
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Решение дробно-рациональных уравнений.

Задачи.

Развивать навыки самостоятельной работы при решении дробно-рациональных уравнений.

Воспитывать культуру общения в парах сменного состава.

Оборудование.

      Карточки для работы по методикам «Взаимообмен заданиями» и «Взаимопроверка индивидуальных заданий» (приложение 14).

    Решебник для работы по методике «Взаимообмен заданиями».

     Алгоритмы работы по методикам «Взаимообмен заданиями» и «Взаимопроверка индивидуальных заданий», листки учёта сводных отрядов.

План занятия

1.     Информационный ввод – 5 мин.

2.     Работа в парах сменного состава по методикам «Взаимообмен заданиями» и «Взаимопроверка индивидуальных заданий» – 60 мин.

3.     Физпауза – 1 мин.

4.     Мозговая атака – 10 мин.

5.     Итог коллективного занятия – 5 мин.

Орг. форма

Ход занятия

Ф+И

1. Информационный ввод.

Учитель сообщает тему урока, цель, знакомит с планом урока.

      На данном уроке будем отрабатывать умение решать дробно-рациональные уравнения.

Учащиеся устно отвечают на вопросы:

1.     Что такое уравнение? (Равенство с одной переменной).

2.     Какие уравнения называются целыми? (Рациональное уравнение, в котором и левая и правая части являются целыми выражениями называют целым) Дробными? (Рациональное уравнение, в котором левая или правая части являются дробными выражениями, называют дробным).

Из ниже перечисленных уравнений назвать линейные, квадратные, целые, дробные.

К

2. Работа в парах сменного состава по методикам «Взаимообмен заданиями» (приложение 10) и «Взаимопроверка индивидуальных заданий» (приложение 12).

Повторение алгоритма по методикам «Взаимообмен заданиями» и «Взаимопроверка индивидуальных заданий».

      Не забывайте отметить в листе учёта номер выполненной вами карточки.

      В свободное время в ожидании новой пары решают задания «В свободную минутку» (приложение 14).

Во время работы по методике ВОЗ учитель наблюдает за всеми парами.

Ф

3. Физминутка (по методике В. Ф. Базарного).

К

4. Мозговая атака.

Групповая работа в сводных отрядах.

1.     Решите уравнения устно.

2.     Расставьте любые цифры в кружочки так, чтобы соблюдалось правило: стрелка направлена всегда от кружка с большим числом к кружку с меньшим. Пример:

(Сначала ученики обсуждают ответ на вопрос, а затем один представитель от сводного отряда отвечает).

Ф

5. Итог коллективного занятия.

– Какие трудности возникли при решении уравнений?

Командир каждого сводного отряда подводит итог работы.

 Список рекомендуемой литературы

 1.          Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса С.‑Пб.: АОЗТ «Интерес», изд-во «Дорваль», изд-во «Эксклюзив», 1995. – 183 с.

2.          Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

3.          Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Избр. пед. соч. – М., 1987. – С. 327-384.

4.          Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.

5.          Долгих Т. З. Динамика становления и развития инновационной деятельности по освоению технологии КСО // Школьные технологии. – 2000. – № 3. – С. 177-180.

6.          Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология и её звенья. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994. – 182 с.

7.          Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

8.          Дьяченко В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Изд-во Новокузнецкого ИПК, 1996, часть 1, часть 2. – 332 с.

9.          Каптерев П. Ф. Образовательный процесс как развитие способностей // История педагогики в России. Хрестоматия: Для студентов гуманитарных фак. высш. уч. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

10.      Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Перевод с немецкого. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

 Приложение 1

Методика взаимного тренажа
Алгоритм работы

1.   Получите карточки с заданием.

2.   Сядьте рядом. Решите, кто первым начнёт выполнять задание своей карточки.

3.   Объясняйте задания чётко, доказывая правильность ответа.

4.   Напарник следит за правильностью ответа по обратной стороне карточки.

5.   Теперь напарник выполняет задания своей карточки, а ученик прежде отвечавший следит за правильностью ответа.

6.   После того, как каждый выполнил задание своей карточки, найдите нового партнёра для совместной работы и работайте по пунктам 2-4.

Образец карточки для взаимного тренажа 

Карточка № 18

 1.     Горизонт.

2.     Фенология.

3.     Масштаб.

4.     Квартирантство.

Часть земной поверхности, наблюдаемая на открытой местности.

Сезонные периодические явления в жизни животных и растений.

Степень уменьшения длины линии на плане, карте или глобусе по сравнению с действительным расстоянием.

Взаимоотношения между животными, полезные для одной стороны, безвредные для другой.

 Приложение 2

Методика «Взаимопроверка тестов»
Алгоритм работы
 

1.     Один ученик из пары диктует вопрос теста, другой выбирает и записывает ответ.

2.     Другой ученик, который перед этим писал, диктует, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3.     Потом каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в ключ, проверяет.

4.     Открывают ключи и по ним проверяют вторично.

5.     Допустивший ошибки под контролем напарника делает устный разбор своих ошибок.

6.     Каждый в своей тетради исправляет свои ошибки.

7.     Снова берут тетради  друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Петров».

 

Тест № 1

1. Самая крупная ящерица.

а) зелёная ящерица; б) варан; в) желтопузик; г) медяница

2. Какой из океанов не пересекает экватор?

а) Северный Ледовитый; б) Тихий; в) Индийский

3. Температура тела птиц.

а) 30°С; б) 36°С; в) до 42°С

4. Самое большое по площади озеро в Африке.

а) Виктория; б) Чад; в) Танганьика

Ключ к тесту № 1

1. б)

2. б)

3. в)

4. а)

 

 Приложение 3

Методика взаимодиктанта
Алгоритм работы
 

1.     Один ученик из пары диктует вопрос, другой пишет ответ.

2.     Другой ученик, который перед этим писал, диктует, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3.     Потом каждый берёт тетрадь своего партнёра и, не заглядывая в карточку, проверяет.

4.     Открывают карточки и по ним проверяют вторично.

5.     Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.

6.     Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7.     Снова берут тетради  друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Петров».

Карточка для взаимодиктанта

Карточка № 1

1. Конкретный участок, населённый теми или иными животными.

2. Взаимовыгодные отношения между животными.

3. Газообразная оболочка Земли.

4. Верхний плодородный слой Земли.

5. Ледниковые отложения.

Решебник

к карточке № 1

1. Место обитания.

2.Симбиоз.

3. Атмосфера.

4. Почва.

5. Морена.

Приложение 4

Методика А. Г. Ривина (поабзацная проработка текста)
Алгоритм работы

1.     Первый партнёр читает первый абзац своего текста второму партнёру.

2.     Первый партнёр задаёт второму вопросы, которые сам составил.

3.     Второй партнёр просит первого объяснить ему непонятные слова и словосочетания из текста абзаца. При затруднениях обращаются за разъяснением к учителю.

4.     Каждый из партнёров придумывает свой вариант озаглавливания текста абзаца, сравнивают их, лучший записывают в тетрадь в виде пункта плана.

5.     Аналогично по пунктам 1-4 строится работа над первым абзацем текста второго партнёра.

6.     Работа в паре заканчивается. Переход в новую пару осуществляется со своим текстом.

7.     В новой паре новые партнёры пересказывают друг другу первые абзацы, а работа над вторыми абзацами своих текстов строится как в первой паре по пунктам 1-4.

Приложение 5

Карточка-задание (образец)

№ 1. Экскурсовод-эколог.

1. Составить рассказ о своей особо охраняемой территории.

№ 2. Ботаник.

1. Изучить разнообразие растительного покрова зоны.

2. Познакомиться с названиями редких и исчезающих растений родного края.

3. Выполнить задание по карточке № 1 (вставить пропущенные буквы).

№ 3. Зоолог.

1. Указать многообразие видового состава животного мира.

2. Выполнить задание по карточке № 2.

№ 4. Эколог.

1. Придумать и нарисовать плакат в защиту редких и исчезающих растений и животных.

2. Предложите пути решения экологических проблем.

 

Карточка № 1.

Ч.рн.. ..ст, м.р.л, .рл.н – б.л.хв.ст, с.пс.н, шм.л. м.к.в.., .п.лл.н, т.т.р.в;

л.п. с.б.рск.., р.в.н. .лт.йск.й, к.п.л.н.ц. .з..тск.., ч.л.м, г.р.ц.в.т в.с.нн.й.

 

Карточка № 2. Логическая задача.

Мы, жители лесов, лугов, а иногда и городов, такие крохотные, что самая маленькая хворостинка для нас – всё равно, что для вас большое бревно. Из тысяч и тысяч брёвен-хвоинок сложены наши дома. Для вас ничего не стоит, проходя о лесу или лугу, пнуть наш дом ногой, а для нас – беда! Опять починка, опять ремонт.

А тут тебе дождик, а тат тебе ветер. Уважайте хоть наш труд: не разрушайте наши дома, ведь мы – народ рабочий, весь день хлопочем, себе город строим. Кто мы?

Приложение 6

Методика «Опрос мнений»
Алгоритм работы в парах сменного состава
 

1.     Спроси мнение партнёра по своему вопросу. Выслушай его ответ.

2.     Если в ответе собеседника что-то неясно, уточни.

3.     Проговори его ответ сам. Спроси, правильно ли ты его понял.

4.     Коротко запиши основное в содержание ответа партнёра.

5.     Теперь предложи партнёру поработать с тобой так п. п. 1-4 по вопросу, который интересует его.

6.     Поблагодари партнёра. Смени пару, с другим работай также.

Методика «Опрос мнений»
Алгоритм работы в малой группе

1.     Каждый по очереди рассказывает, какие ответы он услышал и записал во время опроса.

2.     Каждый ответ опрошенного (корреспондента) обсуждается всеми членами группы.

С чем в ответе согласны?

– Что в ответе сомнительно или неверно?

– Как можно его дополнить или переформировать?

3.     Определить каких ответов больше и что общего во всех ответах.

4.     Особые и интересные мнения, полученные во время опроса или совместного обсуждения в группе, выделите отдельно.

5.     Сформулируете и проговорите обобщённый ответ. Определите, кто будет выступать.

6.     Выступление оформите на листах.

Приложение 7

Методика «Оргдиалог»
Алгоритм работы в парах сменного состава

1.     Прочитай текст.

2.     Составь и запиши в тетрадь по литературе тезис, который отражал бы основное содержание текста.

3.     Запиши необходимые факты, имена, ключевые слова и словосочетания.

4.     Выпиши в тетрадь по русскому языку сложноподчинённые предложения, сделай синтаксический разбор.

5.     Работа в парах сменного состава:

       прочитай свой текст партнёру;

       предложи свой вариант выполненного задания по литературе;

       обсудите составленный тезис, если нужно, внесите дополнения;

       перескажи свой текст партнёру;

       предложи свой вариант выполненного задания по русскому языку.

Выслушай своего партнёра по пункту 5.

6.     Обменяйтесь текстами, найдите нового напарника и работайте с ним так же, как с предыдущим.

Приложение 8

Образцы карточек 

Т-1

В Третьяковской галерее висит портрет Василия Андреевича Жуковского, который написал в 1816 году его знаменитый современник Орест Кипренский. Всё в этом портрете подчиненно раскрытию внутреннего облика поэта-романтика: его задумчивый, самоуглубленный взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Это Жуковский – автор элегий и баллад.

Т-2

Родился Жуковский в семье тульского помещика Бунина. Мать его была пленной турчанкой, привезённой барином с войны. Отчество своё Василий Андреевич получил по своему крёстному отцу. Чуткий, он с детства ощущал своё двусмысленное положение «незаконорожденного». Это сказалось на его характере, развив чувствительность и меланхолию. Чтобы получить дворянство потребовалось зачислить малолетнего Жуковского на фиктивную военную службу. В 1789 году он был произведён в прапорщики. Это давало право на дворянство.

Приложение 9 

Методика взаимного тренажа
Алгоритм работы
 

1.     Получите карточки с заданием.

2.     Сядьте рядом. Решите, кто первым начнёт выполнять задание своей карточки.

3.     Объясняйте задания чётко, доказывая правильность ответа.

4.     Напарник следит за правильностью ответа по обратной стороне карточки.

5.     Теперь напарник выполняет задания своей карточки, а ученик прежде отвечавший следит за правильностью ответа.

6.     После того, как каждый выполнил задание своей карточки, найдите нового партнёра для совместной работы и работайте по пунктам 2-4.

Образец карточки для взаимного тренажа 

ТК 1. Давление

1) Выполните упражнения на перевод единиц:

1 гПа=…Па                           1кПа=…Па

500000 Па=…кПа                 300Па=…кПа

500000 Па=…мПа                0,4кПа=…Па

2) Формула давления твёрдых тел.

3) Как найти силу давления, зная давления и площадь поверхности, к которой приложена сила?

Ответы

1) 1 гПа=100Па                           1кПа=1000Па

500000 Па=500кПа                 300Па=0,3кПа

500000 Па=0,5мПа                0,4кПа=400Па.

 Приложение 10

Методика «Взаимообмен заданиями»
Алгоритм работы

I.                   Ознакомься с заданием карточки.

1.     Выполни оба задания.

2.     Проверь по «решебнику».

II.                Работа с напарником.

1.        Выполни с объяснением первое задание у напарника в тетради (вполголоса проговаривая объяснение).

2.        Напарник слушает.

3.        Отложи карточку.

4.        Выслушай объяснение напарника.

Напарник делает запись в твою тетрадь, проговаривая вполголоса объяснение.

III.             Поменяйтесь карточками.

1.     Задание второе выполняете самостоятельно.

2.     Сверьте решение вторых заданий.

Если возникли расхождения, сверьтесь с «решебниками».

3.     Оцените работу друг друга.

4.     Поблагодарите друг друга.

IV.            Ищите новую пару.

Приложение 11

Методика монитора

Монитор (англ. Monitor – предостерегающий).

Методика монитора построена по принципу тренажной работы, дающей возможность отработать навыки и сделать их более прочными. Методика может быть использована при повторении, закреплении материала.

Эта методика снимает напряжение у ребят, даёт возможность каждому учащемуся  проговорить определение (теорему, правило), в случае затруднения воспользоваться помощью товарища.

Для монитора приготовлены:

1. Вопросники для повторения и закрепления.

2. Практическая работа для отработки навыков решения упражнений.

3. Задания для самостоятельной работы различного уровня сложности.

4. Индивидуальная карточка учёта.

Работа в группе

1. Монитор задаёт вопросы по вопроснику одному учащемуся.

2. В индивидуальной карточке учёта удачные ответы отмечаются «+», неудачные – «–».

3. Остальные ученики внимательно слушают ответы товарища.

4. Затем монитор также работает со всеми по очереди.

5. Ученик, ответивший на все вопросы, становится монитором. Монитор уходит в другую группу учеников.

6. У ученика, который не ответил на вопросы с первой попытки, появляется возможность прослушать ответы учащихся и рассказать правило повторно. Если ответ удачный, то рядом с «–» ставится «+».

7. Когда ученик проработает теоретические вопросы во всех группах, то садится к монитору для практических занятий.

8. В случае затруднения по практике учащиеся обращаются к учителю.

Правила работы для монитора

1. Задавай ученику вопросы по порядку.

2. Полный ответ отметь в индивидуальной карточке учёта «+».

3. Если товарищ затрудняется ответить, то, отметив этот ответ знаком «–», переходи к следующему вопросу.

4. Ученик, ставший монитором, задаёт товарищу вопросы, на которые он не ответил.

5. Прежний монитор уходит учеником в другую группу.

Алгоритм работы в группе

1. Дождись своей очереди и ответь на вопросы монитора.

2. Слушай внимательно ответы товарища, не отвлекайся.

3. Ответив на вопросы и побывав в роли монитора, перейди в роли ученика в другую группу.

4. Повтори работу как в пунктах 1-2.

5. Переходи к монитору по практической части.

6. Разбери практическую часть с монитором устно. Расскажи подробно о выборе правила (определения, теоремы), в случае затруднения обратись к учителю.

7. Переходи к выполнению практической части письменно.

 Образец карточки для работы по методике «Монитора»

1. Как найти давление, зная вес тела?

2. Назовите единицы давления. Что такое 1 Па?

3. Как найти силу давления, зная давление и площадь?

4. Сформулируйте закон Паскаля.

5. Какое давление называется гидростатическим и как оно вычисляется.

6. Как из формулы гидростатического давления выразить глубину?

7. Выразить

20см=… м

8см=… м

1см2=… м2

20см2=… м2

Приложение 12

Методика «Взаимопроверка индивидуальных заданий»
Алгоритм работы

I.                   После того, как я выполнил полностью своё индивидуальное задание, нахожу себе напарника (из тех, кто тоже выполнил своё индивидуальное задание) и начинаю проверять своё понимание первого вопроса своего индивидуального задания.

II.                Для этого восстанавливаю (рассказываю вслух) ответ (решение) на свой первый вопрос. Напарник следит за изложением, поправляет, вносит дополнения, если считает, что ответ не полный. Затем напарник восстанавливает ответ на свой первый вопрос, а я также работаю с его ответом.

III.             Для проверки второго вопроса своего индивидуального задания ищу нового напарника и т. д. Таким образом, каждый пункт (вопрос, задание) своего индивидуального задания проверяю в новой паре.

IV.            После того, как индивидуальное задание проверено (проверены все вопросы и задания), сдаю тетрадь с выполненным индивидуальным заданием учителю.

 Приложение 13

Лабораторный опыт
Определение давления жидкости

Оборудование: мерный стакан с водой, мензурка, цилиндр.

Задача опыта: установить, как зависит давление жидкости от высоты столба жидкости.

1. Налить 50 мл воды в цилиндр и 50 мл воды в мензурку.

2. Измерить высоту столба h1 в цилиндре и высоту столба h2 в мензурке.

3. Вычислить давление воды на дно цилиндра P1и на дно мензурки P2.

4. Сделать вывод о зависимости P от h.

Приложение 14

Пример карточки для работы по методике «Взаимообмен заданиями»

Пример карточки для работы по методике «Взаимопроверка индивидуальных заданий»

Примеры «В свободную минутку»

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz