Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево
Классные часы – по методикам технологии коллективного
способа обучения
Методические рекомендации
Э. И. Ивлева, учитель начальных классов, отличник просвещения
РФ,
А. А. Кадочникова, учитель начальных классов, отличник народного просвещения,
Н. А. Прайс, учитель начальных классов, отличник народного просвещения.
МОУ школа 17 г. Полысаево.
Рецензенты. Е. С. Атаулова, методист ИМЦ ГУО г. Полысаево, Т. В. Яловец, заведующая кафедрой педагогики и технологий образовательного процесса Новокузнецкого ИПК, кандидат педагогических наук, отличник просвещения РФ
Консультант. Т. З. Долгих, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения РФ.
Содержание.
Классный час «Дружба начинается с улыбки». (Ивлева Э. И.)
Классный час «Люби живое». (Кадочникова А. А.)
Воспитательная работа в начальных классах ведётся по программе «Цветик-семицветик», в основе которой лежит программа «4+3».
Одна из главных ценностей программы «Цветик-семицветик» – самостоятельность ребёнка. Это важно для него, для родителей и для нас, учителей. Основы развития закладываются именно в младшем школьном возрасте. Все дальнейшие социальные успехи школьника зависят от того, на сколько он способен обогащать опыт самостоятельных действий, умеет организовать себя и других, достигать поставленных целей, не пасовать перед трудностями, защищать свои взгляды, выбирать позицию.
Работа по программе ведётся по лепесткам-тропинкам под девизом:
«Играем, поём, познаём отчий край.
Дружок, для себя ты программу познай,
Без игры не хочется и часа прожить
С программой нам всем надо дружить».
Задачи программы:
– создать условия для развития личности ребёнка и его самоорганизации и самореализации с учётом их возрастных особенностей;
– совершенствовать формы и содержание деятельности учащихся через игру;
– воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине;
– формировать бережное отношение к богатствам природы и общества.
1. «Вот мой дом родной».
Любовь к Родине начинается с любви к родителям, к своей семье, к родному дому, улице, где живёшь. Младшим будут интересны встречи с участием родителей: «Рассказы бабушкиного сундука», «Давным-давно» и др.
2. «Марья-искусница».
Сколько интересных занятий у девочек: «Ателье Золоушки», игра «Ждём в гости», конкурс «Весёлые иголочки», правила этикета, ролевые игры «Маленькие хозяйки».
3. «Девчонок не берём!»
Научить мальчишек быть мальчишками: строить модели самолётов, стрелять из самодельного лука, распознавать следы зверей, знать рода войск, мужские обязанности по дому, защищать девочек.
4. «Хочу стать взрослым».
Сегодняшние дети – это дети века деловых людей. «Деловому малышу» сегодня не обойтись без компьютера, организовать кружки компьютерных игр, проводить конкурсы и соревнования. Не обойтись без культуры поведения, без экономических знаний: где можно зарабатывать, считать и разумно тратить деньги. Уметь работать, отдыхать, беречь здоровье.
5. «Сами с усами».
Помочь ребятам в освоении нравственных ценностей детской организации; накопление опыта самодеятельности, самоорганизации. Использовать желание ребят брать на себя какую-то роль, рассказывать о значении программы, научить готовить и проводить игры. Открытие города мастеров.
6. «Не опоздай!»
Научить ребят видеть и замечать удивительное в природе и не опаздывать делать кормушки для птиц, собирать лекарственные травы, изучать народный календарь. Не опаздывать делать добро.
7. «Приходите к нам!»
Связь младших и старших, привлечение младших к делам старших. Семейные праздники, традиции, экскурсии, творческие встречи, игры-путешествия, викторины всезнаек, защита любимого дела.
Классные воспитательные часы проводятся по технологии «Коллективный способ обучения». На коллективных занятиях используются методики «Опрос мнений», «Взаимообмен заданиями», «Взаимообучение чтению и пересказу» и др.
Классный час «Дружба начинается с улыбки»
Ивлева Э. И.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево
Цель. Воспитание коллективизма, взаимовыручки, взаимопомощи, взаимопонимания.
Ход классного часа
I. Сегодня, ребята, мы собрались с вами на классный час, который называется «Дружба начинается с улыбки».
Наш классный час мы проведём по технологии КСО, используя методику «Опрос мнений». Все вы сегодня будете корреспондентами, у всех корреспондентов есть блокнот и ручка. Приготовьте, пожалуйста.
– Скажите, а кто такие корреспонденты и какую работу они выполняют.
– Задание для корреспондентов:
Найдите в названии нашего классного часа имена существительные?
Дружба. Улыбка.
– Корреспондентам I вариантам как можно больше узнать мнений у ребят нашего класса, что такое дружба и записать в свой блокнот.
– Корреспондентам II варианта как можно больше узнать мнений у ребят нашего класса, что такое улыбка и тоже записать в свой блокнот.
– Прежде чем приступить к работе повторим алгоритм методики «Опрос мнений» (приложение 1).
II. Работа в парах постоянного состава.
III. А сейчас я попрошу корреспондентов собраться в группы по вопросам «Что такое дружба?», «Что такое улыбка?».
– Работу в группах продолжим по следующему алгоритму (приложение 1).
– Хочется услышать мнение ребят: «В чём состоит красота, ценность, значение в жизни дружбы и улыбки?»
IV. Выступление лидеров групп.
«Что такое улыбка?»
– Наша группа корреспондентов провела опрос мнений по вопросу «Что такое улыбка».
– Мы узнали много интересного, что улыбка – это залог успеха, здоровья, люди общаются с помощью улыбки,
– С помощью улыбки можно поддержать человека.
– Улыбка бывает добрая, веселая, но и злая, (насильственная).
– А в словаре Ожегова это слово практикуется так:
Улыбка – это мимическое движение лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие или насмешку и другие чувства.
– Да, ребята! Красиво улыбаться нужно уметь. Красивая улыбка располагает к себе людей; с таким человеком легко и приятно общаться.
Помните,– улыбаясь красиво, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь
«Что такое дружба»
– Наша группа корреспондентов провела опрос мнений по вопросу «Что такое дружба?».
– Мы узнали, что дружеские отношения – это отношения взаимопомощи, взаимопонимания, взаимоуважения друг к другу.
– Самое главное в дружбе уметь радоваться за товарища.
– В школе советского педагога В. А. Сухомлинского ребята оставили свои законы дружбы. Давайте познакомимся с ними.
Законы дружбы, составленные в школе великого педагога В. А. Сухомлинского
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжёлую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
2. Тебе не безразлично, какой твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надёжного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.
3. Дружба – это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
4. Дружба и эгоизм – непримиримы, несовместимы. Дружба учит человека отдавать духовные силы и богатство, заботу.
5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.
6. Уметь жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
7. Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать её, если друг предаёт то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
– Я предлагаю вам на следующем классном часе составить законы дружбы нашего класса.
Классный
час
«Это должен каждый знать обязательно на «5»!»
(Правила дорожного движения)
Прайс Н. А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17 г. Полысаево
Цель. Формирование умения применять правила дорожного движения в жизни.
Оборудование. |
– Плакаты «Это должен каждый знать обязательно на «5»!», «Никто не знает так много, как все мы вместе»; – светофорик; конверт с вопросами; дорожные знаки; – карточки с дорожными знаками и ситуациями. |
Ход классного часа
I. Вступление.
– Каждому из вас хочется покататься на санках, в трамвае, автобусе. Человеку нравится, когда его везут. А еще лучше управлять самому велосипедом, мотоциклом, автомобилем. Многие мальчики с детства мечтают водить поезда, самолеты, управлять машинами, но сейчас вы участвуете во всем этом движущемся потоке только в качестве пешеходов.
– Многообразие движущихся предметов требует и постоянного внимания на дорогах и знания правил передвижения. Тема нашего классного часа «Это должен каждый знать обязательно на «5».
– Как вы думаете, когда появились первые дорожные знаки?
– Первые дорожные знаки появились на русских дорогах еще 300 лет назад. Назывались они указателями расстояния. Тогда расстояние измеряли верстами. Поэтому и назывались они верстовыми столбами. Но когда по шоссе и трактам (так назывались главные дороги) вместо санок, колясок, телег запряженных лошадьми, потянулся непрерывный поток машин, оказалось, что одних указателей расстояния мало. Стало понятно, что ездить быстро и без аварий можно лишь в том случае, если шоферу помогают дорожные знаки. Эти знаки установили на всех автомобильных дорогах земного шара. Почти повсюду они одинаковы и означают одно и то же. Дорожные знаки являются верными помощниками пешеходов и водителей. Сегодня мы повторяем дорожные знаки. Работать будем по методике «Взаимообмен заданиями» (приложение 2). Каждая группа получает свою группу знаков.
1 группа – предупреждающие знаки.
2 группа – запрещающие знаки.
3 группа – предписывающие знаки.
4 группа – информационно-указательные знаки.
II. Работа в малых группах.
Каждый рассказывает о своём знаке.
1 группа. Предупреждающие знаки. Командир группы читает:
– Эту группу знаков расположили на треугольниках с красным окаймлением. Светофор сигналил бы их жёлтым светом «Осторожно» – предупреждают знаки и называются они предупреждающие. Например, «Неровная дорога», «Пешеходный переход».
2 группа. Запрещающие знаки.
Командир группы читает:
– Нашу группу знаков не случайно расположили в кругу с красным окаймлением, или красным фоном. Светофор сигналил бы эти знаки красным светом. Эти знаки так и называются запрещающие. Например, «Пешеходное движение запрещено», «Поворот направо запрещён».
3 группа. Предписывающие знаки.
Командир группы читает:
– А вот знаки на круге голубом. Они разрешают, предписывают движение в указанном направлении. Это знаки предписывающие. Например, «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка».
4 группа. Указательные знаки.
Командир группы читает:
– Нетрудно догадаться, что эти знаки указывают: рядом столовая, медицинский пункт. Хотите узнать, где гостиная, на знаке показано.
III. Минутка творчества.
– Знаки дорожные вы знаете.
– А можете ли придумать свои дорожные знаки?
– Придумайте и нарисуйте.
IV. Азбука дорожного движения.
(Стихи о дорожных знаках).
V. Вестник ГИБДД.
VI. Итог занятия.
– Бесперебойная работа транспорта имеет большое значение в жизни города. Для лучшей безопасности организации и безопасности движения созданы специальные правила, их надо знать и соблюдать.
Светофорик предлагает задание:
– По какой части улицы должен ходить пешеход?
– Где и как надо переходить проезжую часть улицы?
– Что такое перекрёсток?
– Что такое регулируемый перекресток?
– Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
– Где надо ожидать автобус?
– Где можно и нужно играть?
VII. Рефлексия.
– Как вы думаете, нужен ли был такой классный час? Почему?
– Как называется наш классный час?
– Кто может своему партнёру поставить «5»?
– Я рада, что вы запомнили дорожные знаки. Что необычного сегодня? (Работа в парах сменного состава).
– Мы ещё раз доказали «Никто не знает так много, как все мы вместе».
Кадочникова А.
А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево
Цель. Формирование умения беречь и охранять родную природу.
Оборудование. |
– Карточки с текстами произведений о природе. – Алгоритм работы по методике М. Г. Булановской. – Памятка «Друзья природы». – Рисунки с изображением животных. |
План занятия
I. Информационный ввод.
II. Игровая разминка.
III. Работа в парах сменного состава.
IV. Памятка «Друзья природы».
V. Лесные тропинки.
VI. Итог занятия.
Ход классного часа
I. Информационный ввод.
– Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он так мал в сравнении с ней. Но человек, идущий по лесной поляне, опушке, лугу превращается в огромного великана. Как хорошо, если этот великан добрый. Животные и растения, камни и почва, вода и воздух – это всё природа. Человек – её часть. И если человек красив, добр, умён, то именно таким – красивым, добрым, умным – должно быть его поведение в природе.
II. Игровая разминка.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля! Расцвела кругом земля.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла! В лесу ягодку нашла.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло! Принесла весна тепло.
III. Работа в парах сменного состава.
– О природе написано очень много произведений. Сегодня мы свершим увлекательное путешествие в природу. Мы узнаем, как лучше вести себя в природе, что можно в ней делать, а чего нельзя и почему. Об удивительном мире природы мы узнаем из текстов на карточках (приложение 3), работая по методике М. Г. Булановской (приложение 4).
Работа в парах сменного состава строится с учётом следующих правил
1. Говори вполголоса, но не шёпотом.
2. Относись к своему партнёру с уважением.
3. Исправляй неверный ответ своего партнёра так, чтобы его не обидеть.
4. Умей выслушать своего партнёра, не перебивай его.
5. Поблагодари партнёра за совместную работу.
– Поделитесь впечатлением о прочитанном. Сколько текстов прочитали? С кем было интересно работать?
Вопросы-загадки
– Маленькая белочка с пятью чёрными полосками вдоль спины. Кто это? (Бурундук).
– Кто зимой холодный, ходит злой, голодный? (Волк).
– Растение, которое растёт вдоль дорог. (Подорожник).
– Какие живые существа на Земле являются кормильцами для всех людей и животных? (Зелёные растения).
IV. Памятка «Друзья природы».
Запомните памятку «Друзья природы».
1. Нельзя ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
2. Нельзя уничтожать жаб, лягушек, змей и других животных.
3. Не лови диких животных и не уноси их домой.
4. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков.
5. Не разоряй муравейники.
6. Береги лягушек, жаб и их головастиков. Все они нужны в природе.
7. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
– Все мы, взрослые и дети, должны стать защитниками природы, а не жестокими её разорителями.
V. Лесные тропинки.
– Учёные выяснили, что лес может принять без вреда в течение года определённое число людей. Если их приходит меньше, то лесу лучше. Если больше, то ему становится хуже. Лес начинает болеть. Не будем создавать ненужный шум природе. Лучше будем слушать природу. Думать и радоваться.
– А сейчас закройте глаза и представьте, что вы находитесь в лесу. Во всех сторон разносится щебетание птиц. Лучи солнышка ласково скользят по тёплой и сухой ладошке. Счастливые и довольные вы возвращаетесь домой. К дому ведут 5 тропинок. По какой из них вы пойдёте? Выберите правильную тропинку.
– Не первой тропинке – муравейник, на второй – паук сплёл паутину, на третьей – змея греется на солнышке, на четвёртой гнездо с птенчиками. Пятая тропинка – тлеющий костёр. (Надо потушить костёр и пройти по этой тропинке).
VI. Итог занятия.
– Природа – общий дом растений, животных и человека. И нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател.
– Золотое правило экологической этики: «Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».
Список рекомендуемой литературы
1. Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.
2. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. // Педагогика и психология. – 1979. – № 1. – С. 3-7.
3. Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. – 1992. – № 1-2. – С. 42-49.
4. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1978. – 143 с.
5. Пиаже Ж. Психология интеллекта. – М., 1969.
6. Резервы обучения чтению (из опыта использования технологии КСО на уроках чтения в начальной школе) / Под ред. Т. В. Яловец. – Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк: ИПК, 2001. – 65 с.
7. Сенько Ю. В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. – 1997. – № 3. – С. 40-45.
8. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М.: Высшая школа, 1989. – 159 с.
9. Фридман Л. М. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. – М., 1988.
10. Шиханцов А. Д. Формирование личности коллективиста: на материалах общеобразовательных школ БССР. – Дисс. … канд. философ. наук. – Минск, 1989. – 144 с.
11. Яловец Т. В., Столбова О. В. Технология коллективного способа обучения. Сущностные стороны и возможности // Инновационная деятельность: исследования, разработки, внедрения. Материалы региональной науч.-практ. конф. (19 авг. 1999). В 2 ч. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1999. – ч. 2. – С. 74-80.
Методика «Опрос мнений»
Алгоритм работы в парах сменного состава
1. Спроси мнение партнёра по своему вопросу. Выслушай его ответ.
2. Если в ответе собеседника что-то неясно, уточни.
3. Проговори его ответ сам. Спроси, правильно ли ты его понял.
4. Коротко запиши основное в содержание ответа партнёра.
5. Теперь предложи партнёру поработать с тобой так п. п. 1-4 по вопросу, который интересует его.
6. Поблагодари партнёра. Смени пару, с другим работай также.
Методика «Опрос мнений»
Алгоритм работы в малой группе
1. Каждый по очереди рассказывает, какие ответы он услышал и записал во время опроса.
2. Каждый ответ опрошенного (корреспондента) обсуждается всеми членами группы.
С чем в ответе согласны?
– Что в ответе сомнительно или неверно?
– Как можно его дополнить или переформировать?
3. Определить каких ответов больше и что общего во всех ответах.
4. Особые и интересные мнения, полученные во время опроса или совместного обсуждения в группе, выделите отдельно.
5. Сформулируете и проговорите обобщённый ответ. Определите, кто будет выступать.
6. Выступление оформите на листах.
Методика «Взаимообмен
заданиями»
Алгоритм работы
I. Ознакомься с заданием карточки.
II. Работа с напарником.
1. Выполни с объяснением первое задание у напарника в тетради (вполголоса проговаривая объяснение).
2. Напарник слушает.
3. Отложи карточку.
4. Выслушай объяснение напарника.
Напарник делает запись в твою тетрадь, проговаривая вполголоса объяснение.
III. Поменяйтесь карточками.
1. Задание второе выполняете самостоятельно.
2. Сверьте решение вторых заданий.
Если возникли расхождения, сверьтесь с «решебниками».
3. Оцените работу друг друга.
4. Поблагодарите друг друга.
IV. Ищите новую пару.
К-1 Бобры Первый раз я бобра увидел летней ночью. Он пересёк озеро, выбрался на берег и долго стоял на задних лапках. Двух бобров доставили на самолёте из Воронежской области в глухой сибирский лес и выпустили в узкую протоку болотистого осинника. Через несколько лет мы побывали в этих местах. Бобры перегородили протоку плотиной в 50метров. Среди леса появилось удивительно красивое озеро. Бобры изменили природу. Конечно, бобр – зверь, но как он похож на человека, только на работающего, умного, смелого. (75 сл.) (А. Шаров) |
К-2 Игры и пляски Очень интересно смотреть, как празднуют весну птицы. Журавли устраивают танцы на болоте. Соберутся в кружок, выходит на середину один или двое, и начинается пляска. Сперва подпрыгивают ногами, а потом пускаются в широкий пляс. А у хищных птиц игры и пляски бывают в воздухе. Соколы подымаются под облака и там показывают чудеса ловкости. То, сложив крылья, камнем падают вниз, то кувыркаются в воздухе через голову, кружатся, крыльями плещут. (67 сл.) (В. Бианки) |
К-3 Беляк По лесу прошли лоси, нашумели, испугали зайчишку-беляка. Выскочил из своего логова трусливый зайчишка. Сел, слушает. Страшно робкому зайчишке-беляку. Много у него в лесу врагов. Вдруг подкрадётся хитрая лисица, или схватит голодный волк, или спрыгнет с дерева и загрызёт быстрая рысь… Всякого шума боится беляк. Заскрипит дерево – кажется беляку, это идут злые волки. Прыгнет из под ног лягушонок – тоже страшно зайчонку. Гугукнет ночью сова – у беляка душа в пятки. (68 сл.) (И. Соколов-Микитов) |
К-4 Бурундуки Бурундук – это маленькая белочка с пятью чёрными полосками вдоль спины. А хвостик у неё на конце чёрный. Очень много бурундуков в лесу на берегах таёжной речки Актики. Отойдёшь от палатки, а бурундучки выскакивают прямо из-под ног. Мелькнёт зверёк в траве, вскарабкается на дерево и давай верещать – сердится, что его потревожили или напугали. Живут бурундуки в земле, в норке, но прятаться спешат на деревья. По деревьям они хорошо лазают, коготки острые. (72 сл.) (Е. Динник) |
К-9 Рысь Дремучий лес. Корни деревьев ползут по земле. Тут и там завалы деревьев. Глухо, страшно. Любит рысь такие места. По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой, с пятнами. Красива рысь в лесу, яркая. Да только птицы и звери её всё равно не любят. Кровожадная она очень. (59 сл.) (В. Федотов) |
Методика М. Г. Булановской
Алгоритм работы
I. Каждый ученик самостоятельно, вполголоса, внимательно читает текст своей карточки.
II. Карточка с текстом первого партнёра кладётся на середину стола так, чтобы текст был одинаково хорошо виден обоим участникам пары.
III. Первый партнёр читает свой текст вполголоса второму, тот внимательно слушает, следит по тексту, исправляет неточности.
IV. На середину стола кладётся карточка с текстом второго партнёра. Проводится такая же работа в паре, как с первой карточкой.
V. Партнёры обязательно обмениваются карточками и с текстом партнёра переходят в новую пару.