Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Сценарий урока внеклассного чтения в 5-м классе

Сенина Людмила Васильевна,
учитель русского языка и литературы

МОУ школы 17 г. Полысаево.

Цель: Показать, как представлен образ животного - кота в произведениях разных жанров.

Задачи:

1. Закрепить умение определять литературные жанры.
2. В ходе беседы выявить, какие произведения прочитаны обучающимися.
3. Учить понимать сюжет произведения и давать характеристику литературному персонажу.
4. На примере произведений о котах показать, как авторы придают животному человеческие черты характера.
5. Вызвать интерес учащихся к чтению.

Оборудование: выставка детских рисунков, фотографии, книги, в которых кот является одним из персонажей, жетоны в форме кошечки, листы бумаги.

Учитель: Как вы понимаете тему урока? О чем мы будем говорить?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Жил Мурлыка, был Мурлыка
Кот сибирский.
В.А. Жуковский

К сегодняшнему уроку вы готовились, выполнили дома самостоятельную работу. И начнем мы с конкурса "Кто больше назовет произведений о кошках". Нужно назвать автора, произведение и жанр. За правильные ответы ученики получают жетон в форме кошечки. Этот конкурс помогает вспомнить некоторые произведения о кошках и котах и проверить, насколько дети приготовились к уроку. (С. Маршак "Кошкин дом", Р. Киплинг "Сказка про кошку, которая гуляла сама по себе", Ш Перро "Кот в сапогах", А. Пушкин "Руслан и Людмила", Н. Носов "Живая шляпа" и т.д.)

Постараемся подробнее остановиться на некоторых фольклорных и литературных жанрах, в которых живет наш замечательный персонаж. Для этого проведем небольшой литературный диктант и вспомним некоторые слова из словаря литературных терминов.

На листочках записываете только номер вопроса и свой ответ. Если затрудняетесь ответить - напротив цифры ставите прочерк. Не забудьте подписать листочек.

I. Литературный диктант

  1. Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
  2. пический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью художественного приема аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер. Этот жанр может быть стихотворным и прозаическим.
  3. Это литературный эпический жанр, в основе художественного мира которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Этот жанр синонимичен термину "новелла".
  4. Фольклорный жанр, в котором предполагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.

Это краткое, ритмически организованное изречение, содержащее суждение из области философии, морали и т.д.

Это один из видов художественной условности: построение художественного произведения или его части на основе вымысла.

Ответы:

1. Сказка.
2. Басня.
3. Рассказ.
4. Загадка.
5. Пословица.
6. Фантастика.

А сейчас еще раз проверьте свои ответы на вопросы диктанта. Какие из них вызывали трудности?

Конечно, мы с вами вспомнили не все жанры, в которых может появиться это замечательное существо.

II. Кот есть и в известной вам поэме А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы:

- Какая это поэма?
- Что это за кот?
- Чем он интересен? (рассказывает сказки, поет песни).
- Кто прочтет отрывок из вступления к поэме "Руслан и Людмила"?

Кот живет и во многих литературных сказках, повестях.

Много стихов сложено об этом удивительном животном, а когда вы будете учиться в 11-м классе, то познакомитесь с необычным, можно сказать, фантастическим котом по прозвищу Бегемот. Этот кот живет на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Как видите, кот может встретиться в произведениях разных жанров.

III. Давайте вернемся к фольклору и вспомним загадки, пословицы, поговорки о кошке.

Загадки:

  1. Кто родится с усами, но с закрытыми глазами?
    (котенок).
  2. Сидит на окошке,
    Ушки, как у кошки,
    Лапки, как у кошки,
    Хвостик, как у кошки,
    Но не кошка. Кто это? (кот).

Пословица: "Не все коту масленица, бывает и пост"

Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу?

Колыбельная:

Котя, Котенька, Коток,
Котя - серенький хвосток,
Пошел Котя во лесок,
Нашел Котя поясок.

IV. Ребята, а в баснях кот может нам встретиться? В каких баснях Крылова есть этот персонаж?

Басня "Кот и повар".

О содержании басни рассказывает ученик, который готовил дома сообщение.

Вопросы:

- Можно ли было оставлять кота сторожить продукты от мышей?

- Каким показан кот в этой басне?

- Действительно ли, что "Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!"?

- Инсценирование небольшого отрывка из басни ребятами, заранее подготовленными.

О басне "Кошка и соловей" рассказывает один учащийся.

V. Существует множество стихов о кошках и котах. Кто хочет почитать стихи?

VI. И конечно, в таком жанре, как рассказ. кот тоже не может не появиться. Давайте вспомним рассказы, в которых главный персонаж- кот, кошка или котенок.

Н. Носов "Живая шляпа", "Карасик".

К. Паустовский "Кот ворюга".

- Давайте вспомним сюжет рассказа.

- Дома вы выполняли самостоятельную работу по рассказу К. Паустовского "Кот ворюга", записывали в один столбик слова, рисующие внешность кота, а в другой столбик - его характер и поведение.

- У кого эта работа вызвала затруднение? Кто не выполнил?

- Зачитываются варианты выполненных работ.

Ребята, посмотрите, какие точные, разнообразные слова и сравнения находит Паустовский для обычного кота.

А не показалось ли вам, когда вы читали рассказ, что Паустовский говорил об этом животном, как о человеке? Писатель "очеловечивает" кота.

"Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит", - пишет о нем Паустовский. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие-то человеческие качества. А когда К. Паустовский пишет о животном как о человеке со своим характером, это литературный прием.

VII. Ребята, о каком жанре вы хотели бы еще вспомнить? Может быть, мы что-то забыли?

Сказка! Если говорить о сказках, то давайте вспомним, чем отличается фольклорная сказка от литературной?

Фольклорная - это сказка, которую придумал народ.

Литературная - имеет конкретного автора.

На нашей книжной выставке вы видите сборник "Русские народные сказки". Вам он знаком. Многие сказки мы читали вместе. Ответьте на вопрос:

- сюжет какой из этих сказок взял за основу известный писатель Алексей Толстой? И что из этого получилось? Правильно, он взял за основу сказку "Кот и лиса", написал свою сказку. Сказка стала литературной.

VIII. Сегодня мы много говорили о коте, как о литературном персонаже. А давайте, разберемся, кот всегда был домашним животным?

Какое произведение рассказывает о том, что кошка была дикой?

Мы хорошо знакомы с произведением Редьярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе". Сейчас проведем викторину.

Вопросы викторины:

Подведение итогов викторины. По количеству полученных жетонов выявляется победитель.

IX. А сейчас вам придется угадать, о каком произведении я говорю, кто его автор?

Этот кот родился во Франции и совершил известный всему миру подвиг. Подсказка: он позавтракал, но не молочком, а великаном. Что вы можете рассказать об этом герое? Кто написал эту сказку? (Ш. Перро "Кот в саогах" 1768год).

А знаете, как она в ту пору называлась? ("Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах").

Домашнее задание: предлагаю дома начертить к этой сказке план-карту путешествия кота.

X. Подведение итогов.

Вопросы:

  1. О каком персонаже мы сегодня говорили?
  2. В каких литературных жанрах встретился этот персонаж?
  3. Какие качества кота мы увидели в произведениях?
  4. Есть ли у вас дома кот? Какой у него нрав? Любите ли вы его?

Всех поблагодарить за участие. Выставить отметки.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz