Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Анализ и разработка практических рекомендаций
по проблемам реализации молодежной политики в городе Полысаево

Груненко Елена Александровна,
учитель географии

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области.

Введение

Актуальность. Реформы, осуществленные в экономической, социальной, политической, духовно-идеологической сферах России коренным образом изменили основы жизни человека, привели к структурным сдвигам, изменившим уровень, качество, стиль и образ жизни каждого российского гражданина.

Опыт последних лет показывает, что значительная часть российской молодежи оказалась способна быстро усваивать идеи, взгляды, ценности рыночной экономики, сумела адаптироваться к современным социально-экономическим и политическим реалиям, активно участвует в процессе построения нового общества.

Вместе с тем, велика доля социально неблагополучных молодых людей, численно растут традиционные и зарождаются новые "группы риска", все более заметно распространение протестных настроений, экстремизма и радикализма, многообразнее становятся межпоколенческие отношения.

Сейчас в России проживает более 30 миллионов человек в возрасте 15-29 лет – это свыше 21 % от общей численности населения. Доля молодых людей среди трудоспособного населения нашей страны составила к 2005 году 34% и через несколько лет достигнет в среднем по стране 37% (в российских регионах ее численность будет колебаться от 30 до 50%).

Поэтому сегодня очень важно расширить социальную базу преобразований, не допустить отторжения значительной части молодых людей, раскрыть созидательный творческий потенциал молодежи, а её социальный ресурс считать одной из важнейших основ модернизации российского общества.

Молодежь всегда требовала повышенного внимания общества. Достаточно назвать лишь три группы причин:

Во-первых, молодежь уже сегодня формирует и несет в себе образ будущего, а потому несет особую ответственность за развитие общества, за преемственность его истории и культуры, благополучие стариков, конкурентоспособность страны в мировом сообществе.

Во-вторых, в силу объективных причин молодежь отличает несформированность ценностных, духовно-нравственных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных решений.

В-третьих, как всякая реальная социальная группа молодежь с необходимостью должна иметь собственные цели и интересы, которые могут отнюдь не совпадать с "вакансиями" общества, пусть даже в самом развитом виде, в конкретной исторической ситуации.

В современной социально-политической системе роль государства, его структур на федеральном и региональном уровнях в реализации политики по отношению к молодому поколению занимает доминирующее положение. В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный.

В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.

Грядущие перемены российского общества потенциально содержатся не только в тенденциях, существующих в настоящее время в социальной, экономической и политической сферах, но и в ценностных ориентациях и менталитете молодых людей, которые через некоторое время составят значительную часть трудоспособного населения страны. Именно молодежь в настоящее время большей частью поддерживает экономические реформы и является социальной базой для происходящей макроэкономической трансформации.

Проблема социализации молодежи очень важна на сегодняшний день. От этого зависит будущее любого государства.

В РФ еще только формируется модель государственной молодежной политики. Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства. Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных “свободных носителей” молодежных услуг.

Молодежь - это один из скрытых ресурсов общества от мобилизации которых зависит его жизнеспособность.

Ошибочно утверждать, что молодежь прогрессивна по своей природе. Ведь консервативные и реакционные движения могут также увлечь молодежь. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе - она потенция, готовая к любому начинанию. Быть молодым означает стоять на краю общества, быть во многих отношениях аутсайдером. И можно утверждать, что подросток - это та общественная сила, которая может осуществить различные начинания, потому что он не воспринимает установленный порядок как нечто само собой разумеющееся и не обладает закрепленными законом интересами ни экономического, ни духовного характера. Данная характеристика молодежи подразумевает необходимость и политической социализации молодежи.

 Сегодня значимость государственной молодежной политики стремительно возрастает, что связано еще и с повышением общей роли человеческого фактора в решении задач развития Российского государства в XXI веке.

 Обозначенная проблематика подчеркивает значимость выбранной нами темы.

 Цель данной работы – анализ реализации молодежной политики города Полысаево на современном этапе.

 Объект изучения данной дипломной работы – молодежная политика.

 Предмет изучения – особенности реализации молодежной политики на уровне органов местного самоуправления по организации работы по содействию занятости молодежи.

 Рабочая гипотеза. В      нашем исследовании, мы исходили из предположения о том, что для разработки основных направлений совершенствования молодежной политики на уровне органов местного самоуправления, необходимо провести анализ реализации молодежной политики. Для создания путей совершенствования реализации молодежной политики, необходимо организовать качественную обратную связь с молодежной средой. Мы предполагаем, что только при наличии обратной связи между молодежью и органами местного самоуправления возможно найти эффективные пути реализации и совершенствования молодежной политики.

 Исходя из цели исследовательской работы, были поставлены следующие задачи:

1)     раскрыть сущность и принципы государственной молодежной политики;

2)     рассмотреть особенности реализации государственной молодежной политики по организации работы по содействию занятости молодежи города Полысаево Кемеровской области;

3)     организовать исследование молодежной субкультуры г. Полысаево;

4)     разработать практические рекомендации по совершенствованию государственной молодежной политики в сфере содействия занятости молодежи для города Полысаево Кемеровской области.

Структура работы представлена двумя основными главами.

В первой главе раскрываются особенности построения молодежной политики в РФ. Раскрывается понятие и принципы организации молодежной политики, затронуты проблемы нормативного закрепления государственной молодежной политики в РФ. Особое значение в первой главе уделяется анализу реализации государственной молодежной политики, основные проблемы и тенденции.

Во второй главе проведен анализ реализации молодежной политики на уровне органов местного самоуправления города Полысаево. В данной главе представлены результаты практического исследования молодежи на основе которого были разработаны практические рекомендации по совершенствованию организации государственной молодежной политики для города Полысаево.

Практическая значимость работы – нами систематизированы и обобщены материалы организации молодежной политики в городе Полысаево, обозначены основные проблемы и тенденции. Данные практического исследования могут быть использованы в работе органов местного самоуправления города Полысаево по молодежной политике в сфере содействия занятости молодежи.

Глава 1. Молодежная политика: понятие, законодательное закрепление, система государственного управления

1.1.           Понятие молодежной политики, ее сущность и принципы

Государственная молодежная политика - это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства.

Молодежь - объект национально-государственных интересов, один из главных факторов обеспечения развития российского государства и общества. Будущее новых поколений россиян должно быть неразрывно связано с задачами сохранения и развития страны, преемственностью исторического и культурного наследия, возрождением родного Отечества.

Государственная молодежная политика является составной частью государственной политики в области социально-экономического, культурного и национального развития Российской Федерации и представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в возрождении России.

Реализация государственной молодежной политики направлена на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, на развитие и поддержку молодежных и детских общественных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика отражает стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина. Поддержка молодых людей, их привлечение к созидательному, активному участию в жизни общества и государства - это инвестиции в развитие стратегических ресурсов государства.

 Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:         
 - обеспечения преемственности поколений, стабильного развития общества и глобальной конкурентоспособности страны через активную социализацию молодежи: создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
 - содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
 - воспитания и образования молодежи;         
 - реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
 - использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
 - создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
 - недопущения дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей

Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.
 Объектами молодежной политики являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет.   Процесс активного социального становления, получения соответствующего образования, начала трудовой деятельности, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, создания семьи, рождения и воспитания детей, интенсивной адаптации к различным формам социальных отношений, т.е. начала активной реализации молодыми гражданами своих прав и обязанностей, жизненного потенциала, приходится на указанный возрастной период.

Субъектами государственной молодежной политики являются:                                     

- Представительные, распорядительные и исполнительные органы власти.   

- Представительные распорядительные и исполнительные органы местного самоуправления. 

1.2.Механизм управления государственной молодежной политикой

 Воплощение в жизнь принципов и установок молодежной политики обеспечивается разветвленным организационно-управленческим механизмом, отражающим разнообразие моделей и подходов к восприятию взаимоотношений общества и молодежи.

 Данный механизм призван согласовывать общенациональные интересы с интересами территорий и городов, районов и даже интересами отдельных семей; и представляет трехуровневую систему: федеральный центр – субъекты Федерации – территориальные и муниципальные образования.

 Содержание управления в сфере государственной молодежной политики в РФ включает в себя комплекс разнообразных мероприятий и действий:

-          во-первых, разработку системы мер по совершенствованию нормативно-правовой базы государственной поддержки, защиты прав и интересов молодых российских граждан;

-          во-вторых, постоянный анализ положения разных групп молодежи через систему социологических исследований и практику проведения общероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, семинаров по проблемам реализации государственной молодежной политики;

-          в-третьих, разработку и реализацию мер по улучшению кадрового потенциала для сферы государственной молодежной политики, обеспечение постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по направлениям и технологии реализации государственной молодежной политики;

-          в-четвертых, формирование и развитие федеральной системы информационной помощи молодежи, организацию работы информационно-аналитических и учебно-технических центров по вопросам государственной молодежной политики.

 Основными направлениями деятельности создаваемых подразделений по делам молодежи стали решение проблем занятости молодежи (в том числе выпускников учебных заведений и демобилизованных служащих); включение молодежи в производительные формы деятельности (предпринимательство и фермерство); формирование системы социальных служб для индивидуальной работы с подростками и молодежью; профилактика преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних.

Благодаря Указу Президента РФ от 29 октября 1992 г. и соответствующему постановлению Правительства РФ «Об образовании в структуре Федеральных органов исполнительной власти Комитета РФ по делам молодежи» организационная основа молодежной политики в нашей стране была еще больше укреплена.

Стало планомерно развертываться работа по определению содержания деятельности государства в отношении молодежи, по нормативно-правовому регулированию ГМП

Функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, наряду с политикой в области воспитания, дополнительного образования детей и молодежи, специального образования, социально-педагогической и психологической поддержки и реабилитацией детей сосредоточены в Департаменте по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей Министерства образования и науки Российской Федерации.

Благодаря активности субъектов Федерации общие положения ГМП приобрели региональную специфику, преобразуясь в систему деятельности территориальных органов государственной власти и местного самоуправления.

Самостоятельный статус молодежной политики в определенной степени принимался в расчет при создании комитетов или отделов по делам молодежи исполнительной власти.

Система управления государственной молодежной политикой на федеральном уровне представляет собой многомерный процесс, включающий деятельность всех ветвей власти.

Позитивным является факт, что в регионах уделяется серьезное внимание межведомственной координации в области ГМП, что с трудом удается реализовать на федеральном уровне. Хочется особо отметить опыт создания при Полномочном представителе Президента Российской Федерации по Центральному федеральному округу Экспертного совета по молодежной политике как удачный пример налаживания межрегионального взаимодействия в сфере межнационального общения, развития культурных, спортивно-туристических, экологических связей, поддержки талантливой молодежи. Очевидно, следует распространить это начинание на остальные федеральные округа. Анализ опыта реализации молодежной политики в субъектах Российской Федерации показывает, что в большинстве из них разработаны и действуют региональные целевые комплексные программы, направленные на ресурсное обеспечение условий и гарантий успешной самореализации молодежи. Однако сохраняющаяся мозаичность в подходах к формированию структуры органов по работе с молодежью, определении их полномочий и функционала, отсутствие четкой внутренней организации, снижает уровень эффективности реализации ГМП. Лишает ее комплексного и системного характера.           

Система управления государственной молодежной политики на федеральном уровне представляет собой многомерный процесс, включающий деятельность всех ветвей власти. Практически все федеральные министерства и ведомства в той или иной степени занимаются решением проблем молодежи.

Итак, государственная молодежная политика многозначна, многообразна, состоит из различных элементов и направлений деятельности. Ее развитие и наполнение конкретным содержанием осуществляется благодаря усилиям исследователей и практиков, с учетом чего сравнительно краткое и абстрактное определение «государственная молодежная политика» наполняется глубоким смыслом, обретая необходимую многогранность.

Благодаря обозначенному подходу работа с молодежью обретает необходимую многогранность, реализуясь во всем многообразии содержания и форм, с учетом существенных различий в социальных проблемах молодежи разных регионов.

1.3.Основные проблемы и тенденции реализации государственной молодежной политики

Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу строится в расчете на самореализацию каждого гражданина, что в итоге может привести к снижению социального неравенства, повышению уровня жизни населения, сохранению независимости и культурных ценностей России, укреплению экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Такие приоритеты реформирования социальной политики на современном этапе развития российского общества приводят к необходимости оптимизации целей, задач и механизмов государственной молодежной политики на всех уровнях, координации действий федеральных, региональных, муниципальных органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций по решению проблем молодежи. Обозначим наиболее важные среди этих проблем. В последние годы резко обострилось состояние здоровья молодежи. Число нездоровых детей превышает 90%. Растет число детей-инвалидов. Резко снизилась готовность призывников к службе в армии. Ситуация усугубляется ростом более чем в два раза токсикомании, наркомании, алкоголизма, правонарушений среди подростков и молодежи.

Вне рамок системы образования остается все больше детей, возрастает неравенство доступа сельской молодежи, детей из малообеспеченных семей к качественному образованию, обостряется проблема выпускников образовательных учреждений. Среди зарегистрированных безработных каждый третий молод. Каждый пятый молодой человек ищет работу. Замедляется отток молодежи из государственного сектора, тогда как развитие частного сектора экономики идет при активном включении в него молодежи. Сегодня производство товаров и услуг, торговля и другая деятельность в этом секторе в определенной степени становится молодежной сферой деятельности. Материальное положение молодых людей мало зависит от уровня их образования, квалификации, результатов труда. Каждый пятый молодой россиянин имеет доходы ниже прожиточного минимума. В молодежной среде усиливается социальная дифференциация, особенно заметно расслоение по социально-экономическим показателям. Несмотря на то, что в молодежной среде выше уровень социального оптимизма и больше готовность к жизни и работе в динамично меняющейся социально-экономической реальности, наблюдается рост недовольства молодых граждан качеством жизни, активизируются установки на обеспечение социальных гарантий, занятость в государственном секторе, стремление получать пусть небольшую, но гарантированную зарплату. По-прежнему низки ожидания молодежи помощи со стороны государства, ею не замечаются усилия по стабилизации социально-экономической ситуации в стране и выходу из кризиса. Современная российская молодежь обеспокоена состоянием своего физического и душевного здоровья, угрозами личной и социальной безопасности, затруднениями в самореализации, получении профессии и образования, росте карьеры, достижении определенного уровня благосостояния, созданием и обеспечением семьи, воспитанием и образованием детей. Поэтому политика государства по отношению к молодежи должна строиться на принципах партнерства органов государственной власти и личности на основе общности интересов.

Основным содержанием процесса социализации молодежи является - передача опыта деятельности и коллективного выживания, освоение социальных ролей в единстве процессов воспитания, образование, обучение навыкам социальной инновационной деятельности, создание условий для самореализации и включения потенциала молодежи в государственное и общественное строительство.       
 Современные явления - такие как кризис взаимоотношений поколений, ухудшение жизненных параметров, проявление экстремизма и массовой агрессии молодежи, формирование специфической молодежной субкультуры и контркультуры, демонстрируют - что существующих структур социализации явно недостаточно для решения проблем общества при вступлении в него новых поколений.

При этом, средства массовой информации сегодня доминируют в воспитании молодежи. В основном они способствуют распространению массовой потребительской культуры, что становится одним из факторов роста насилия и нравственной распущенности в молодежной среде.

Таким образом, в заключение первой главы на основе анализа отчетных материалов реализации государственной молодежной политики на примере отдельных регионов, нами были сформулированы основные проблемы развития и реализации ГМП:     

- отсутствие глубокой научной обоснованности государственной молодежной политики на федеральном уровне и методологически единой системы региональных исследований;                                                                                        - законодательное закрепление понятия "молодежь" как единой социальной группы по возрастному критерию, без учета региональной, профессиональной, социальной и иной дифференциации;  
- отсутствие единого банка данных о действующих государственных органах управления в сфере молодежной политики, их учреждениях, профильных направлениях деятельности и технологиях работы с молодежью;           - законодательная база остается крайне неразвитой, в первую очередь как предмета совместного ведения центра и субъектов федерации. Это, в свою очередь, обуславливает отсутствие у ГМП устойчивого легитимного статуса;
- отсутствие логической корреляции с другими сферами государственной политики, приводящей к искусственной замкнутости молодежной проблематики;

- непоследовательность и разнонаправленность практических действий в области реализации ГМП, дублирование в работе различных ведомств;           
- преобладание "мероприятийного" подхода, отсутствие принципиальных "институциональных изменений" (перестройка работы основных институтов социализации молодежи, неудовлетворительное количество и качество новых учреждений и специалистов по работе с молодежью и т.п.).

Глава 2. Анализ и разработка практических рекомендаций по проблемам реализации молодежной политики в городе Полысаево

2.1.Основные направления реализации государственной молодежной политики в городе Полысаево

Правовую основу осуществления молодежной политики в городе Полысаево составляют Конституция РФ, федеральное законодательство, законодательство Кемеровской области, а также иные нормативно-правовые акты органов местного самоуправления города Полысаево.

 Администрацией города в сфере молодежной политики приняты следующие правовые документы:

1.      Положение об отделе по работе с молодежью администрации г. Полысаево, утверждено и.о. главы города В.П. Куц в 2001 году.

2.      Должностная инструкция начальника отдела по работе с молодежью, утверждена и.о. главы города Полысаево В.П. Куц в 2001 году.

3.      Программа «Реализация молодежной политики в городе Полысаево на 2004 год», утверждена заместителем главы города по социальным вопросам В.И. Рогачевым в декабре 2003 года.

4.      Распоряжение администрации города от 12.04.2004г. № 203-р «Об утверждении программы «Организация временной занятости подростков в 2004 году».

5.       Положение об осуществлении молодежной политики в городе Полысаево, утверждено решением городского Совета депутатов от 30.10.2002г. № 133.

 Положение об осуществлении молодежной политики в городе Полысаево устанавливает правовые основы молодежной политики в городе Полысаево, а также дополнительные гарантии правовой и социальной защиты молодежи, дополнительные формы поддержки молодежи, молодежных и детских общественных объединений и организаций, работающих с детьми и молодежью. Данное положение является основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере осуществления молодежной политики города Полысаево.

 Целями осуществления молодежной политики в городе Полысаево являются:

-          установление приоритета молодежной политики в социально-экономическом развитии г. Полысаево;

-          содействие социальному становлению, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, реализации ее общественно полезных инициатив, программ и проектов;

-          создание условий для наиболее полного участия молодежи в социально-экономической жизни города.

 Достижение данных целей гарантируется выделением на осуществление молодежной политики бюджетных средств, созданием эффективной системы управления молодежной политикой, взаимодействием органа местного самоуправления специально уполномоченного на решение задач молодежной политики с организациями, работающими с молодежью и детьми.

 Молодежная политика в г. Полысаево осуществляется на основе следующих принципов: законности, справедливости, приоритета прав человека, привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, проектов, программ, касающихся молодежи.

К компетенциям Полысаевского городского Совета депутатов в сфере осуществления молодежной политики относятся:

принятие решений и иных нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики;

утверждение целевых городских программ и проектов, направленных на осуществление молодежной политики.

 К компетенциям администрации города Полысаево в сфере осуществления молодежной политики относятся:

определение перспективных и текущих целей молодежной политики во взаимодействии с молодежными и детскими общественными объединениями и организациями, работающими с молодежью и детьми;

разработка и реализация программ и проектов по направлениям молодежной политики;

формирование системы органов в сфере осуществления молодежной политики и координации их деятельности.

Разработка, координация и осуществление молодежной политики в администрации города Полысаево осуществляется через специально уполномоченный орган по управлению молодежной политикой, являющийся ее структурным подразделением, в соответствии с положением о нем, утвержденным в установленном порядке.

 Специально уполномоченный орган по управлению молодежной политикой в г. Полысаево:

-          разрабатывает и выполняет программу осуществления молодежной политики;

-          разрабатывает проекты нормативно-правовых актов в сфере осуществления молодежной политики;

-          содействует охране прав и законных интересов молодых граждан;

-          представляет отчет об исполнении программы осуществления молодежной политики.

В целях реализации молодежной политики в городе создаются специализированные молодежные учреждения в установленном действующим законодательством порядке.

Далее рассмотрим реализацию основных направлений государственной молодежной политики на уровне мероприятий.

Основные мероприятия по направлениям деятельности молодежной политики в 2004 году:

1.Содействие занятости и поддержки молодежного предпринимательства молодежи. Решением коллегии администрации города принято распоряжение от 12.04.2004 № 203-р «Об утверждении программы «Организация временной занятости подростков на 2004 год». Согласно данного распоряжения, с 01.06. 2004г. созданы дополнительные рабочие места для подростков в возрасте от 14 до 17 лет включительно в учреждениях городского управления образования, муниципальном унитарном предприятии «Дирекция единого заказчика», Полысаевском строительном управлении, в библиотеках, в социальном центре «Забота» и муниципальном учреждении «Полысаевский пресс-центр».

В 2004 году всего было трудоустроено 366 человек из них 75 % дети из малообеспеченных, многодетных, неполных семей, опекаемые дети и дети, чьи родители состоят на учете в центре занятости населения.

Оплата труда подростков установлена в размере 1500 рублей за полный отработанный месяц.

 В учреждениях образования отработало 195 человек. Ребята выполняли работы, связанные с текущим ремонтом зданий, классов (побелка, влажная уборка помещений) и благоустройством школьных дворов.

 С 21.06.2004 года приступил, к работе первый студенческий строительный отряд «Лицей» в количестве 28 бойцов, который работал на текущем ремонте подъездов в жилых домах. На счету бойцов 14 отремонтированных подъездов и одно общежитие по ул. Бажова, 3.

 В Полысаевском строительном управлении отработало 40 подростков. Они работали на строительном объекте по ул. Молодежная, 17, где выполняли подсобные работы, это доставка раствора к рабочим местам, уборка строительного мусора, доставка и разноска кирпича.

 В МУП ДЕЗ на озеленении и благоустройстве территории города отработало 68 человек. Подростки ежедневно убирали мусор, копали лунки в сквере Памяти. Высаживали и пропалывали цветы, планировали грунт у стелы «Паспорта города» и высаживали цветы. Осуществляли обрезку поросли и уборку скошенной траву. В ручную планировали грунт по ул. Республиканская от поворота до магазина «Старт». Ежедневно осуществляли прополку высаженных цветов. В поселке Мереть осуществляли погрузку обрезанной поросли и веток в районе конечной остановки. На территории города обрезали поросль вокруг дорожных знаков. За добросовестное отношение к своей работе лучшим подросткам выдавалась отличительная форма сине-красного цвета.

В апреле 2004 года ребята в количестве 7 человек работали в библиотеках, где осуществляли ремонт библиотечного фонда и работали с должниками.

В социальном центре «Забота» подростки работали по уходу за престарелыми гражданами, проводили текущий ремонт помещений, работали на прополке огородов, оказывали посильную помощь одиноким гражданам.

10 человек работали в муниципальном учреждении «Полысаевский пресс-центр» юнкорами помогали создавать молодежную ТВ - программу «Ю-макс». За счет областных средств в августе трудоустроено 15 человек на социально-значимые объекты города.

В 2004 году был проведен конкурс бизнес - проектов на тему «Будущее города в наших руках». Цель конкурса развитие гражданственности и патриотизма, создание благоприятных условия для вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность и привлечение их внимания к решению городских проблем. На конкурс было представлено 8 работ. Первое место было присуждено учащемуся 11 «В» класса, школы № 44 (Бунеев Роман) за бизнес-проект «Научно-технической библиотеки «Эрудит». Все представленные проекты имели очень интересные, новые идеи и предлагали решение городских проблем с точки зрения молодых.

2. Участие в областных акциях «Рука помощи», «Занятость несовершеннолетних» и другое. В октябре – ноябре учащиеся профессионального лицея № 25 в количестве 12 человек участвовали в областной акции «Рука помощи». Главная цель акции оказать помощь одиноким, престарелым гражданам и инвалидам в доставке благотворительных овощных наборов. Силами учащихся было доставлено 78 наборов, весом по 85 кг каждый. Овощные наборы учащиеся доставляли из Крапивинского района совхоз Шевелевский. Из Прокопьевского района село, Бурлаки был доставлен картофель в количестве 5 тонн 200 кг. Картофель роздан инвалидам и малообеспеченным семьям.

Администрация города также заключила договор с центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Забота» на организацию деятельности отряда по оказанию помощи пожилым гражданам и инвалидам.

Ребята в течение месяца выполняли следующие работы: уборка помещений, доставка продуктов и медикаментов, прополка огородов, мытьё окон.

3. Организация каникулярного времени подростков и молодежи. В летний период совместно с Полысаевским отделением Российского союза воинов Афганистана организован туристический поход по маршрутам Горной Шории подростков в количестве 15 человек.

4.Развитие гражданственности и патриотизма молодежи. В рамках Всероссийской акции «Мы – граждане России!» проведено торжественное вручение паспортов граждан РФ. В торжественной обстановке 48 подростков получили первый в своей жизни документ – паспорт РФ. В акции «Мы – граждане России!» приняли участие всего около 128 подростков, из них 48 награжденных и 80 зрителей.

 Вместе с паспортами каждый юный гражданин России получил свой собственный экземпляр Конституции РФ, обложку на паспорт (с фирменной символикой РСМ), тексты гимнов России и Кузбасса, напутствующее слово главы города В. Зыкова, цветы и шоколад. В адрес организаторов от ребят поступили предложения, идеи с целью дальнейшего развития Кузбасса и родного города. В завершении церемонии было сделано фото на память со всеми приглашенными лицами.

С целью воспитания гражданственности и патриотизма 15 ноября 2004 года проведен конкурс «День призывника», в конкурсе приняли участие учащиеся ГОУ «Профессиональный лицей № 25» в количестве150 человек, из них 6 участников 144 зрителей. От организаторов участники получили памятные подарки.

Конкурс «Лучшая молодая семья» проводился в виде спортивно-игровой эстафеты. Цель конкурса повышение престижа молодой семьи, укрепления семейных отношений. В конкурсе приняли участие 6 молодых семей. По итогам конкурса первое место заняла семья Михеевых, которые представляли город на областном конкурсе «Лучшая молодая семья Кузбасса». Семьи, занявшие призовые места награждены ценными подарками.

Проведена военно-спортивная игра «Зарница». Игра «Зарница» проводилась в три этапа. Первый этап проводился в рамках празднования 23 февраля и включал в себя следующие этапы: торжественное открытие игры, конкурс «Статен в строю, силен в бою», «Равнение на героя», «Я – гражданин России».

Второй этап проводился в апреле и включал в себя следующие этапы: соревнование «Физическая подготовка», конкурс «На привале», конкурс «Костер Дружбы».

Третий этап проводился в мае и включал в себя: конкурс «Боевой листок», соревнования «Снайпер», «экстремальная медицина», тактическая игра на местности «В разведке».

В игре «Зарница» приняли участие все команды общеобразовательных учреждений города. Победила команда школы № 17.

В рамках празднования 23 февраля проведена традиционная благотворительная акция «Письмо» сыну» для военнослужащих призванных в ряды ВС РФ из города Полысаево. Цель акция повышение статуса военнослужащих и патриотическое воспитание молодежи. По итогам акции записано 30 звуковых писем, 3 видео письма, которые направлены в части военнослужащим. От организаторов собраны и направлены небольшие подарочные наборы (шоколад, конверт, ручка, тетрадь, поздравительная открытка от имени главы города).

5. Профилактика наркомании в молодежной среде. В рамках акции «Будущее без наркотиков» проведены:

 - конкурс статей и сочинений по проблемам наркомании и других социально-значимых явлений с последующей публикацией лучших работ в газете «Полысаево»;

 - конкурс рисунков «За здоровый образ жизни» с последующей организацией выставки в Доме детского творчества;

 - посещение трудными подростками детской исправительной колонии г. Ленинска-Кузнецкого;

 - выступление психолога, нарколога, инспектора по делам несовершеннолетних в молодежной ТВ – программе «Ю-макс».

6. Развитие художественного творчества молодежи. Поддержка талантливой молодежи. С целью развития художественного творчества молодежи ежегодно проходит городской кубок школьных команд КВН, в этом году прошел 4 кубок КВН, в котором приняли участие 6 команд, победителем признана команда «ШОК» (школа № 44). Команда «ШОК» будет представлять город на областных кубках школьных команд КВН сезона игр 2005 года.

В рамках празднования международного дня 8-ое марта проведена танцевальная игра «Стартинейджер». В игре принимали участие 4 команды представители ГОУ «Профессиональный лицей № 25». Все участники были награждены памятными подарками.

С целью поддержки и развития творчества молодежи проводились конкурсы рисунков на темы «Новый Год», «Профилактика наркомании», «Подари радость людям».

С целью поддержки талантливой молодежи лучших подростков направляли для участия в юбилейной профильной смене «Республика беспокойных сердец 2004 года» в сменах ВДЦ «Океан» и «Орленок», в профильных сменах лагеря «Дружба». За активную гражданскую позицию вручаем премии от лица городского Совета депутатов и администрации города. Лучших ребят по итогам временной занятости подростков направляли для участия в 3 областном слете молодежи и студентов, отмечаем грамотами, дипломами.

7. Развитие молодежного, студенческого, детского движения. В городе развивается и активно поддерживается волонтерское движение, ребята своими силами помогают убирать картофель в приюте «Теплый дом» и «Гнездышко», социальном центре «Забота», разгружают уголь малообеспеченным гражданам и инвалидам, доставляют льготные продуктовые наборы, организовывают концерты, проводят текущий ремонт у ветеранов войны, в приюте «Теплый дом», ко Дню пенсионера организовали выставку рисунков на тему «Подари радость людям».

Развивается КВН-ое движение, все школы принимают активное участие в городских кубках школьных команд КВН, а победитель принимает участие во всех областных кубках КВН. Для команды победительницы приобретена форма для выступлений. В этом году команда КВН «Красногорский экстрим» (школа № 32) принимала участие в весеннем и зимнем областных кубках школьных команд КВН и заняла 2 место в кубке КВН г. Мариинске.

Развивается юнкоровское движение. На базе МУ «Полысаевский пресс-центр» работает молодежная ТВ – программа «Ю – макс», в которой на общественных началах работают корреспондентами школьники, получая основы журналистской работы. Юнкоры представляли свою работу на 5 областном фестивале юных журналистов Кузбасса «Молодые ветра» (г. Кемерово), где были удостоены высоких наград.

 В 2004 году впервые был организован студенческий строительный отряд из числа учащихся ГОУ «Профессиональный лицей № 25» в количестве 28 человек. Ребята работали на ремонте жилых подъездов и общежития по ул. Бажова, 3. Это движение получило поддержку администрации города, и будет развиваться дальше.

8. Организация работы по федеральной программе «Обеспечение жильем молодых семей». С целью информирования молодых семей об условиях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» была проведена следующая разъяснительная работа:

1. В газете «Полысаево» от 8 августа 2003 года № 32 опубликована статья «Обеспечение жильем молодых семей»;

2. В газете «Полысаево» опубликована статья от 16 января 2004года №2 «Жилье – молодым»;

3. В январе 2004 года в прямом эфире было рассказано об условиях участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей».

Анализируя основные направления и мероприятия по реализации государственной молодежной политики в городе Полысаево, можно сделать вывод, что реализация основных направлений государственной молодежной политики осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой РФ и Кемеровской области. 

2.2. Анализ деятельности отдела по работе с молодежью города Полысаево в содействии занятости молодежи

Занятость является одной из существенных характеристик экономики страны. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих позиций занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда. Занятость определяется, как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая, как правило, заработок (трудовой доход). Эта характеристика занятости выражает ее социально – экономическое содержание.

Острота проблемы молодежной занятости и необходимость ее решения признаются всеми. На сегодняшний день молодежная политика в Российской Федерации законодательно защищена: действует Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 гг.)». В соответствии с решением коллегии Минобразования РФ от 25.09.2001г. № 14/1 о программе «Содействие трудоустройству и адаптации к рынку труда выпускников учреждений высшего профессионального образования» и целого ряда последовавших позже нормативно-правовых документов Минобразования РФ направление работы в сфере содействия трудоустройству выпускников является приоритетным.

 Аналогичная картина и в городе Полысаево - принято распоряжение администрации города от 12.04.2004г. № 203-р «Об утверждении программы «Организация временной занятости подростков в 2004 году».

 Одним из направлений молодежной политики, которую реализует в Полысаево отдел по работе с молодежью – это содействие занятости и поддержки молодежного предпринимательства. В этом направлении городской отдел по работе с молодежью сотрудничает с учреждениями городского управления образования, ГУ Центр занятости населения города Ленинск-Кузнецкий, муниципальным унитарным предприятием «Дирекция единого заказчика», Полысаевским строительным управлением, социальным центром «Забота», муниципальным учреждением «Полысаевский пресс-центр» и другими организациями города.

Анализируя мероприятия по реализации государственной молодежной политики в сфере содействия занятости молодежи города Полысаево, можно отметить, что очень эффективным мероприятием является организация несовершеннолетних в каникулярное время, хотя организационные моменты требуют проведения кропотливой предварительной работы. Во время каникул у подростков и юношей достаточно количество время для отдыха от учебной деятельности, поэтому у школьников старших классов, учащихся ССУЗов возникает естественная потребность себя занять чем-то полезным, а во-вторых, реалии жизни таковы, что рыночная экономика пробуждает активность зарабатывать деньги. Молодежь, особенно старшего подросткового и юношеского возраста, в этом плане уязвимы, т.к. взрослые, которые уже имеют специальность, профессию испытывают трудности в поиске работы. А специальной организацией создания рабочих мест занимается только органы самоуправления города. В этом направлении городская администрация и отдел по работе с молодежью очень плодотворно работают. Так, даже при трудоустройстве на временные работы приоритетным правом в городской службе занятости пользуются несовершеннолетние граждане, прежде всего, из семей безработных граждан, неполных, многодетных семей, воспитанники детских домов, и школ – интернатов, состоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

На временную занятость в период летних каникул и в свободное от учебы время в 2004 году было трудоустроено 366 подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Трудоустройство несовершеннолетних граждан осуществлялось в соответствии с нормами законодательства, предусмотренными для данной категории граждан.

Наблюдения за состоянием молодёжи на рынке труда показали, что среди незанятых молодых людей увеличивается число длительно безработных. Это опасно тем, что с течением времени сокращаются профессиональные и мотивационные ресурсы потенциального работника, рождается и укрепляется идеология иждивенчества, что ещё больше снижает конкурентоспособность молодёжи на рынке труда. Поскольку незанятая молодёжь происходит преимущественно из семей со средним и низким доходом, длительное пребывание юношей и девушек в таком состоянии, по существу, означает их перемещение в низший слой общества, характеризующийся бедностью и ограниченностью потребления в пределах физиологического минимума. Отсюда – прямой путь в криминальный слой, либо на «социальное дно». Именно поэтому незанятая молодёжь должна стать объектом самого пристального внимания и поддержки со стороны государственных, региональных и муниципальных структур, тем более что потенциальные возможности её участия в трудовой деятельности весьма велики. Органы службы занятости фиксируют рост числа обратившихся к ним несовершеннолетних и лиц с низким уровнем образования. К тому же год от года снижается возрастной порог входящих на рынок труда молодых людей.

Появились устойчивые маргинальные группы молодежи, не имеющей профессиональной подготовки, среднего образования, твердых социально – нравственных ориентиров. Они чаще всего попадают в сферу неформальной экономики, в том числе ее криминальный сегмент. Очевидно, что экономика 21 века будет основываться на использовании высоких технологий, а значит, потребуется качественно иная рабочая сила. Поэтому все большую актуальность приобретают вопросы, связанные с государственной политикой занятости, особенно молодежной. Важно, чтобы она носила не чисто протекционистский характер, а предполагала активные опережающие действия (в том числе и со стороны населения) по формированию современной структуры рабочей силы.

 С целью выявления отношения молодежи города Полысаево к организации работы по содействию занятости, нами было проведено анкетирование. В опросе принимали участие ученики всей параллели 11 классов в количестве 82 человека.

Результаты анкетирования были представлены нами в виде диаграмм.

На вопрос: «Желаете ли Вы быть занятыми на сезонной, временной работе в каникулярное время?» ответы представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Данные диаграммы свидетельствуют, что основной процент молодежи – 82 % желают быть занятыми сезонной или временной работой, и лишь 18% опрошенных дали отрицательные ответы.

На вопрос считаете ли Вы для себя важным участвовать в полезно-общественных работах на различных участках города? Ребята ответили: безусловно, да – 15%; скорее да – 38 %; скорее нет – 28 %; безусловно, нет – 19%. На диаграмме 2 представлены результаты данного вопроса

Диаграмма 3.

На диаграмме 3 отражены следующие варианты ответов: желание быть финансово независимыми – 7 %, желание заработать на обучение в ВУЗе, ССУЗе – 27 %, реализация творческого потенциала – 12%, желание помочь родителям – 54%.

На диаграмме 4 представлены ответы на вопрос: «Знаете ли Вы какую профессию хотите получить в дальнейшем?». Ребята ответили: безусловно, да – 7%; скорее да – 17%; скорее нет – 41%; безусловно, нет – 35 %. Данные ответы свидетельствуют о недостатке профориентационной работы со школьниками в городе Полысаево, т.к. основной процент опрошенных не смогли сделать выбор профессии.

                                       

                                          

 19 % опрошенных считают, что главное в выборе профессии интерес; 29% считают, что выбор профессии зависит от желания родителей; 42% считают важным в будущем уровень заработной платы; 10 % выберут профессию в зависимости от ее престижности. Данные ответы еще раз подтверждают о необходимости организации в городе профориентационной работы.

На диаграмме 6 представлены ответы на вопрос: «Желаете ли Вы быть активным и полезным в улучшении жизни в нашем городе?»                              Безусловно, да - 12%; скорее да – 56%; скорее нет – 28%; безусловно, нет – 4%.          

Диаграмма 6.

 Данные ответы свидетельствуют, что больший процент опрошенных – 68% желают быть активными и полезными своему городу. Поэтому необходимо разработать программы, направленные на реализацию творческого потенциала в улучшении жизни родного города со стороны молодежи.  

 На вопрос – знаете ли Вы что необходимо сделать, чтобы трудоустроиться на период летних каникул? Были получены следующие ответы: 59% - безусловно, да; 37% - скорее да, 4% - скорее нет; 0% - безусловно, нет. Данные результаты представлены на диаграмме 7.

Диаграмма 7.

 Данные ответы свидетельствуют, что школьники старших классов достаточно информированы о возможности временного трудоустройства в городе Полысаево. На вопрос – желаете ли Вы остаться после получения специальности, профессии в родном городе? Были получены следующие ответы: 42% - безусловно, да; 13% - скорее да; 24% - безусловно, нет; 21% - скорее нет. Данные ответы представлены на диаграмме 8.

Диаграмма 8.

 Данные ответы свидетельствуют, что примерно половина школьников желают остаться в родном городе, а другая половина – уехать из города. Поэтому необходимо в городе создавать условия для трудоустройства и создавать условия для организации малого предпринимательства.

 На вопрос – к чему Вы стремитесь? Были получены следующие ответы: 55% - стремятся к личностной самореализации; 28% - к славе, известности; 10% - к материальному благополучию; 7% - не знаю. Данные ответы представлены на диаграмме 9.

Диаграмма 9.

 Данные ответы подтверждают характеристики молодежи, которые раскрываются в работах отечественных педагогов, социологов. Из ответов на данный вопрос анкеты видно, что старшие школьники стремятся именно к творческой самореализации, наполнены жизненной энергией и желают быть полезными обществу. Данные характеристики подтверждаются и следующими ответами на вопросы анкеты.

 На вопрос – относите ли Вы себя к активной части молодежи города? Были получены следующие ответы: 39% - безусловно, да; 34% - скорее да; 20% - скорее нет; 7% - безусловно, нет. Данные ответы представлены на диаграмме 10.

Диаграмма 10.

 Данные ответы свидетельствуют, что большая часть опрошенных относит себя к активной части молодежи. Поэтому необходимо создать условия, найти возможности для реализации активности и творческого потенциала молодежи.

 На вопрос – Желаете ли Вы участвовать в общественной жизни родного города? Были получены следующие ответы: 45% - безусловно, да; 32% - скорее да; 16% - скорее нет; 7% - безусловно, нет. Данные ответы представлены на диаграмме 11.

Диаграмма 11.

 Полученные ответы свидетельствуют еще раз о стремлении большей части молодежи занять активную позицию в жизни.

Данные анкетирования свидетельствуют об активности и высоком творческом потенциале учащейся молодежи на примере отдельной выборки (ученики 11 классов школы № 17). Данная выборка учащейся молодежи города Полысаево заинтересована в участии общественно-полезных работ, стремится реализовать себя. Поэтому со стороны городской администрации, городского отдела молодежи необходимо разработать программы, учитывающие интерес и потребности учащейся молодежи в самореализации. А самое главное – создать необходимые условия для самореализации той части молодежи, которая стремится быть активной и задействованной в общественной жизни.

Практические рекомендации 

 Анализируя деятельность отдела по работе с молодежью администрации города Полысаево в организации содействия занятости молодежи, мы пришли к выводу, что администрация в этом направлении проводит большую кропотливую работу. За небольшой период с того момента как в 2000 году был принят закон «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области», в городе Полысаево по реализации этого закона были достигнуты определенные результаты, которые были представлены более подробно в предыдущем вопросе. Но, как известно, нельзя оставаться на достигнутом, необходимо постоянное развитие, расширение деятельности, поиск новых направлений. Поэтому в качестве практических рекомендаций по дальнейшему пути совершенствования содействия занятости молодежи в городе Полысаево мы предлагаем сделать больший акцент на развитии муниципального учреждения «Полысаевский пресс-центр», который в городе среди молодежи приобретает большую популярность. Почему выбрали именно МУ «Полысаевский пресс-центр»? Пресс-центр находится в городе Полысаево и на его базе есть возможность создать условия для информированности молодежи о рынке труда. Но естественно, мы предлагаем, чтобы и центр занятости и пресс-центр работали в тесном сотрудничестве. В частности в целях ознакомления молодежи с правовой информацией предлагаем организовать консультации юриста по вопросам трудового законодательства и правовым основам предпринимательской деятельности. Для этого даже не надо вводить отдельную ставку юриста, можно по срочному договору на определенный период пригласить юриста, который периодически будет проводить консультации. При этом «Пресс-центру» необходимо оповещать молодежь о проведении акции «Ваше право» или «Юридические консультации для молодежи». Для того, чтобы работа по содействию занятости молодежи на временной и постоянной основе была более целенаправленной и не была построена на уровне проведения отдельных акций необходимо следующее:

начать формировать банк данных выпускников ССУЗов, ВУЗов, профтехучилищ;

продолжать заключать договора с предприятиями и организациями г. Полысаево различной формы собственности на проведение временных и общественных работ;

организовать профориентационную службу, которая вела бы работу со школьниками, начиная с 8-9 классов;

провести маркетинговое исследование о потребностях работодателей. На основе которого организовать впоследствии прием заявок от работодателей с последующим формированием банка данных вакансий и осуществления подбора персонала на основе базы данных выпускников ССУЗов, ВУЗов, ПТУ;

необходимо организовывать прямые контакты по типу – работодатель, студент, молодой специалист;

наладить связи с городами Сибирского региона по обмену опытом работы по содействию занятости молодежи.

 Таким образом, мы предлагаем на базе «Пресс-центра» организовать центр по содействию занятости молодежи. В качестве основных направлений деятельности такого центра мы предлагаем организовать:

Электронную базу данных "Молодой специалист", в которую будут внесены данные выпускников, которые, обучаясь в городах Кемеровской области или за ее пределами, являются все-таки жителями Полысаево. Эта база должна быть размещена в Интернете, со свободным доступом, что позволит работодателям оперативно подбирать сотрудников с любой квалификацией, и именно среди молодых людей, закончивших ВУЗ. Также работодатели должны иметь возможность размещать данные об имеющихся у них вакансиях и чтобы этой информацией смог воспользоваться любой молодой специалист.

Базу данных "Общественная практика"     . Мы считаем немаловажным критерием при устройстве на работу наличие стажа работы или практических навыков по специальности. Большинство предприятий не берут студентов на практику ссылаясь на отсутствие необходимых средств. Данная программа должна оказать содействие в поиске мест прохождения производственной практики по специальности на общественных началах.

Электронный курс "Активные методы поиска работы"
 Основная цель курса - информирование молодежи о проблемах трудоустройства, подготовки их к активным действиям на рынке труда.

Электронную базу данных "Временная (сезонная) занятость".
Программа должна решить проблему дополнительного заработка учащейся молодежи.

 Кроме этого центр содействия занятости молодежи должен оказывать информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи. Деятельность такого центра в городе будет способствовать тому, что студенты из Полысаево после окончания учебного заведения в другом городе будут возвращаться в свой родной город. Выпускники школ смогут в результате информационной деятельности центра содействия занятости молодежи, выбрать такую специальность, чтобы быть востребованным в своем родном городе, а для молодых специалистов будет способствовать трудоустройству по специальности на предприятиях, в организациях и учреждениях Полысаево. Центр содействия занятости молодежи должен стать посреднической структурой между молодёжью, учебными заведениями и работодателями, а также будет координировать их действия с помощью сбора, систематизации и предоставления информации.

 Информация – одно из основных условий самореализации молодёжи в разных жизненных ситуациях. В современном обществе информация и консультирование играет большую роль, особенно в период их вступления во взрослую жизнь. Информация и консультирование могут помочь молодым людям достичь своих профессиональных и индивидуальных стремлений и способствовать их участию в жизни общества как достойных граждан.

Заключение

 Государственная молодежная политика в РФ состоит из различных элементов и направлений деятельности. По своей сути молодежная политика – это радикальная инновационная деятельность, вызванная процессом перемен во всех сферах общественной жизни и в то же время выступающая механизмом ускоренного развития молодежи, способом решения ее неотложных проблем.

 В российском обществе накоплен крайне важный опыт решения проблем молодежи силами подразделений по делам молодежи исполнительной власти (с опорой на энергию и активность самих молодых людей). В РФ на данном этапе развития созданы предпосылки для перехода к систематической комплексной работе по реализации государственной молодежной политики (на основе координации и расширения совместной работы органов по делам молодежи с другими подразделениями исполнительной власти). Тем самым молодежная политика в нашей стране становится постепенно необходимым компонентом внутренней политики государства.

Благодаря обозначенному подходу работа с молодежью обретает необходимую многогранность, реализуясь во всем многообразии содержания и форм, с учетом существенных различий в социальных проблемах молодежи разных регионов.

Но в то же время государственная молодежная политика в нашей стране находится в стадии становления. Реализация ее конкретных направлений и форм встречает значительные трудности, требуя нового концептуального оформления. Препятствия на пути социализации и интеграции молодежи вытекают из нестыковки интересов молодых людей и того, что общество предлагает молодежи и что требует.

На региональном уровне проводится многообразная работа по реализации интересов разных групп молодежи, причем субъекты РФ более активны, чем федеральные органы власти. В данной работе был рассмотрен опыт по реализации государственной молодежной политики в городе Полысаево Кемеровской области.

Нами был проведен анализ реализации основных направлений государственной молодежной политики города Полысаево. Особое внимание было уделено анализу работы по содействию занятости молодежи. В практической части нашей работы было проведено дополнительно анкетирование молодежи, на основе которого с учетом анализа основных мероприятий реализации молодежной политики в городе Полысаево были разработаны практические рекомендации.

 С помощью теоретического и практического исследования, проведенного нами в рамках дипломной работы, была подтверждена, выдвинутая нами гипотеза. Суть которой заключается в создании путей совершенствования реализации молодежной политики через организацию качественной обратной связи с молодежной средой. Т.е. только при наличии обратной связи между молодежью и органами местного самоуправления возможно найти эффективные пути реализации и совершенствования молодежной политики.

 Таким образом, цели и задачи данной работы можно считать выполненными.

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 28.06.95 № 98-ФЗ(с изменениями от 28.08.2004 г.) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

2. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.07.2003 № 95-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

3. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

4. Указ Президента Российской Федерации от 16.09.92 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики».

5. Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. N 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи». 
6. Постановление Правительства РФ от 03.04.96 № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации».

7. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.93 № 5090-1 «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации».
8. Постановление Правительства РФ от 27.12.00 № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)».

9. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280 « Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки РФ».

10. Закон Кемеровской области от 30.11.2000 № 98-ОЗ «Об общих принципах осуществления государственной молодежной политики в Кемеровской области».

11.Приказ Министерства образования и науки РФ от 5.05. 2005 № 132 «Положение о Департаменте государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ».

12. Распоряжение Администрации Кемеровской области от 17.07.2003 № 797-к «Положение о департаменте молодежной политики и спорта Кемеровской области».

13. Протокол заседания консультативного Совета по молодежной политике при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском Федеральном округе от 4 марта 2004 г. № 2 г. Новосибирск.

14. Приложение к решению городского Совета от 30.10.2002 № 133 «Положение об осуществлении молодежной политики в городе Полысаево.

15. Боровик В. С. Занятость населения: Учебное пособие /В. С. Боровик, Е. Е. Ермакова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-320 с.

16. Бурджалов Ф. Э. Современная социальная политика: между планом и рынком: Учебное пособие; Ин-т «Открытое общество» (фонд Сороса).- М.: Гардарика, 1996.- 272 с.

17. Добреньков В. И. Социология молодежи.- М.: МГУ, 2001.-298 с.

18. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика.- М.: голос, 2004.-692 с.

19. Константинова Л. В. Социальное государство: выбор позиции. Реформы и укрепление государственности в России.- Саратов: ПАГС, 2001.- 320 с.

20. Кузьмен О. В. Социальная политика государства: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения.- Новосибирск: СибАГС, 2003.- 204 с.

21. Лисовский В. И. Социология молодежи: история и современность. Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса. –Спб., 27-30 сентября 2000г. –с.238 с.

22. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Государственный доклад.- М.: Госкомитет РФ по молодежной политике, 2000.-198 с.

23. Першуткин С. Н. Социология молодежи, молодежная политика и социальная работа с молодежью.- Новосибирск: СибАГС, 1995.- 60 с.

24. Рынок труда: Учебник /РАГС при Президенте РФ; под общей редакцией В. С. Буланова, Н. А. Волгина.- М.: Экзамен, 2000.- 448 с.

25. Социальная политика государства: Учебное пособие / Научный руководитель Н. Д. Вавилина.- Новосибирск: СибАГС, 2003.-635 с.

26. Социальный менеджмент: Учебник / Академия труда и социал. отношений, гос. ун-т упр.; под ред. Д. В. Валового.- 2-е изд.- М.: Интел-Синтез, 2000.-392 с.

27. Холостова         Е. И. Социальная политика: Учеб. Пособие /Е. И. Холостова.- М.: Инфра-М, 2001.-204 с.

28. Задачи местных органов власти в построении современной модели оказания психолого-педагогических и медико-социальных услуг семье и подростку / Материалы научно-практической конференции.- Новосибирск: СибАГС, 2003.-166 с.

29. Молодежь и занятость /Информационно-методический сборник по организации работы по содействию занятости молодежи Кемеровской области). Кемерово, 2002.- 87 с.

30. Молодежь Кузбасса: выпуск 3 / авторский коллектив под рук. П. В. Бизюкова.- Кемерово: СЦМК, 1997.-232 с.

31. Молодежная политика в Кузбассе: сборник материалов / под общей редакцией А. А. Зеленина.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.-174 с.

32. Молодежь и занятость /Информационно-методический сборник по организации работы по содействию занятости молодежи Кемеровской области.- Кемерово: Администрация Кемеровской области Департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области, 2002.-92 с.

33. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие / Отв. ред. д.и.н., Е.И. Холостова; д.и.н., проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА – М, 2001. – (Серия «Высшее образование»).- 446 с.

34. Социология молодежи / Под ред. В. Т. Лисовского В.Т. С-Пб: Издательство Санкт-Петербургского Университета.- 1996г.- 220 с.

35. Сергеев Ю, Сергеев Д. Это город наш с тобою (Полысаево).- Кемерово: РИФ «Сибирский бизнес», 2004.-33 с.

36. Першуткин С. Н. О необходимости новых подходов в осмыслении совокупности знаний о молодежи // Социология и общество. Тезисы Первого социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи».- СПб.: Скифия, 2000.- с.192-193.

37. Абакумов Р. Молодежная политика: Российское ноу-хау //Самарский университет.-2003.-№ 2.- с.3-8.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz