Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Урок географии для 6 класса "Реки родного края".

Груненко Елена Александровна,
учитель географии

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области.

Тема урока:

Реки родного края.

Цели урока:

   формирование представлений об особенностях рек родного края;

   развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;

   воспитание любви к родному краю, бережного отношения к природе.

Задачи урока:

1.   закрепить навыки работы с картой;

2.   повторить основные географические термины по разделу «Гидросфера»;

3.   прививать вкус к поисковой деятельности;

4.   учить совместной работе в группе, формировать стремление к взаимоуважению и самоопределению;

5.   закрепить умение планировать свою работу;

6.   научить любить родной край;

7.   воспитывать самостоятельность в работе;

8.   создать комфортную обстановку на уроке.

Оборудование.

Физические карты России и Кемеровской области; атласы Кемеровской области; жетоны для оценок учащихся в группах; карточки-задания; карточки с заданиями для картографического тренажа; схемы работы специалистов и инструкции для работы в группах; алгоритм действия лидера в группе; дидактический материал: «Природное сообщество пресного водоёма. Разнообразие обитателей водоема», «Река Мереть», «Река Иня и её экология», «использование воды»; справочные пособия; контурная карта Кемеровской области; картосхема окрестностей города Полысаево; маркеры специалистов; лист успешности; телевизор; видеомагнитофон; видеофильм о реках Кузбасса; магнитофон; аудиокассета с записью музыки; бумажные кораблики для работы с картой, информационные надписи; таблички с надписями «Иня», «Мрассу», «Томь», «Кия».

План урока.

I.             Организационно-психологический момент.

II.          Картографический тренаж.

III.       Актуализация знаний.

IV.      Изучение нового материала.

V.         Физминутка.

VI.      Работа в группах.

VII.   Выступление лидеров групп.

VIII.Домашнее задание.

IX.      Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

Ход урока.

Схема расположения рабочих столов

1 – Информационный стол с дополнительными информационными материалами.

2 – Расположение учащихся в группах.

3 – Классная доска.

На столах для каждой группы стоят таблички с надписями «Иня», «Мрассу», «Томь», «Кия».

На доске заранее записаны тема урока «Реки родного края», вопрос поискового характера «В чём особенности рек Кемеровской области?», прикреплены карточки с заданиями для картографического тренажа.

I.  Организационно-психологический момент.

– Здравствуете ребята!

(Звучит музыка)

– У каждого человека есть особенно дорогие, близки и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а часто и прожил всю жизнь. Это его родной край. Имя нашего родного края – Кузбасс.

Кузбасс. (С. Торбоков)

Среди высоких гордых гор –

Простор Кузнецкой котловины.

Синеют блюдечки озёр,

Пестрят коврами луговины.

Пусть о тебе, мой край родной,

Молва идёт, шумит по свету.

В твоей богатой кладовой

Каких сокровищ только нету!

– Одно из сокровищ родного края – реки.

– Тема урока – «Реки родного края».

– Цель урока: выявить особенности рек родного края. Запишите тему в тетрадь.

– Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по рекам родного края. Во время путешествия вы увидите, как красива природа родного края и в том числе реки с медленным плавным течением и могучими красивыми волнами. А также увидите, как реки меняют свой красивый лирический облик и подают сигнал SOS всем нам. В конце урока мы ответим на вопрос: «В чём особенности рек родно края?» По ходу работы значимые ответы будут оценивать лидеры групп, в конце урока подведём итог.

II.               Картографический тренаж.

– Ребята, перед вами сигнальные карточки (Приложение 1). Ответив на вопросы карточек, мы узнаем, что будет нашим главным путеводителем. Работайте активнее, следите внимательно за ответами товарищей. Ели необходимо, дополните ответ.

(Ребята отвечают у карты на вопросы сигнальных карточек, расшифровывают слово (КАРТА)).

– Вы успешно справились с заданием, и наш путеводитель – карта.

III.           Актуализация знаний.

– Прежде чем отправиться в путешествие по рекам родного края, вспомните:

что такое река;

что называется истоком реки;

что называется устьем реки;

что называется бассейном реки?

– Откройте учебник на странице 94, повторите план описания реки. Итак, как описать реку? (Дети отвечают, работают с учебником).

IV.            Изучение нового материала.

– Реки – это хранилище воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это единственный дом.

– Велико значение воды в жизни человека.

– Какую роль играет вода в жизни человека? 

– Как используется вода в хозяйственной деятельности человека?

– Вы правильно сказали, но у вас на столах есть дополнительная информация об использовании воды в народном хозяйстве России (Приложение 2). Дополните ваши ответы. (Учащиеся отвечают).

– На гидрошахтах уголь добывали с помощью сильной струи воды. А кто из вас знает, где была построена первая в мире гидрошахта? Оказывается, у нас в Полысаево. В 1953 г. была сдана в эксплуатацию первая в мире гидрошахта «Полысаевская-Северная» (ныне шахта «Заречная»).

– В нашей школе № 17 действует школьный музей, где, в том числе собрано много материала об этой шахте, о людях, которые своим трудом прославляли её историю.

– Кроме перечисленного велико транспортное значение рек. А также реки являются ледяными трассами, особенно в Восточной Сибири.

– Таким образом, мы можем сказать, что любое предприятие, даже самое маленькое, нуждается в воде.

– Более подробно об использовании воды в этих отраслях вы узнаете на уроках физики, химии, биологии. Эту схему (Приложение 2) вы сохраните, она вам пригодится в дальнейшем при изучении географии.

Ребята, Кузбасс имеет наиболее напряжённую экологическую ситуацию в России. Проблема чистой воды – одна из острейших. Природная вода – неоценимое богатство. Загрязнение вод наносит ущерб здоровью людей, животному и растительному миру, способность рек к самоочищению велика, но не безгранична. Исследования качества воды является актуальным в связи с продолжающимся загрязнением окружающей среды.

– Как хозяйственная деятельность человека влияет на экологическое состояние рек? (Дети отвечают).

– Каким образом надо охранять реки? (Дети высказывают своё мнение).

– Экологические проблемы коснулись и рек нашей местности. Найдите на картосхеме (Приложение 3), какие реки расположены вблизи города Полысаево, запишите их в тетрадь. Назовите эти реки и покажите их на карте. (Дети называют реки Мереть и Иня).

– Наши ближайшие реки Иня и Мереть имеют большое хозяйственное значение. Их воды используются местными предприятиями, однако в последнее время уровень воды снизился. Как вы думаете, какими причинами это вызвано?

– Какие предприятия используют эти реки? Основными источниками загрязнения рек являются предприятия угольной промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Со сточными водами в поверхностные водные объекты сбрасывается 49260 тонн загрязняющих веществ. 19 крупных предприятий городов Ленинск-Кузнецкий и Полысаево используют воды рек Иня и Мереть. На предприятиях этих городов созданы биологические, физико-химические, механические очистные сооружения.

– Найдите на картосхеме4 притоки Ини и запишите их в тетрадь.

– Что вы можете сказать об экологическом состоянии этих рек?

– Напряжённость экологической обстановки растёт. Это может привести к экологической катастрофе. Приведите примеры экологических катастроф в мировом масштабе. (Китай, Амур).

– Ребята, существуют специальные очистные сооружения, которые очищают воду. На этих сооружениях стоят фильтры, для лучшей очистки можно добавить дополнительные фильтры.

– А где у нас может возникнуть такая острая экологическая ситуация? (Кемерово, Новокузнецк).

– Кроме реки Иня на территории Кемеровской области протекает 32109 рек и речушек, общая протяжённость их составляет 76479 км.

– Посмотрите фрагмент видеофильма. Запишите, какие реки вы услышали в сюжете. Устно ответьте на вопрос: в чём особенность реки Кондома? (Просмотр фрагмента видеофильма, дети отвечают на вопрос).

– Откройте атлас Кемеровской области на странице 4 и атлас России. Какие крупные реки выделяются на территории Кемеровской области? К бассейну какой реки и моря они относятся?

(Дети отвечают, учитель вывешивает на доске названия рек Томь, Иня, Кия, Мрассу).

(Учащиеся показывают эти реки на карте и указывают бумажными корабликами исток и устье. Одновременно некоторые учащиеся работают со словарями, выясняя, происхождение названия реки. Дети записывают в тетрадь, что означают названия этих рек).

– Ребята, я рекомендую вам взять эту очень интересную книгу (Шабалин В. М. Тайны имён земли Кузнецкой. – Кемерово, 1994) в библиотеке, и вы узнаете много интересного даже о самых маленьких реках.

V.               Физминутка.

VI.            Работа в группах.

– Крупные реки мы с вами определили, а с характеристикой рек вы познакомитесь, работая в группе. (4 группы будут рассматривать речные системы нашего края). Задача каждой группы – выявить особенность своей реки. Все работают по специальностям. Каждый специалист отвечает на свой вопрос и записывает в тетрадь, используя маркеры (Приложение 4). Лидер группы собирает общую информацию (Приложение 5) и отвечает на поставленный вопрос. Специальности следующие: картограф, гидролог, биолог, эколог, экскурсовод. Знаете ли вы, чем занимаются эти специалисты?

– Получите конверт с инструкцией и приступайте к работе. (В конверте лежат карточка-задание, схема работы в группе и инструкции для работы групп  (Приложение 6), дидактический материал «Река Мереть» (Приложение 7) и «Река Иня и её экология» (Приложение 8), «Природное сообщество пресного водоёма. Разнообразие обитателей водоема» (Приложение 9), контурная карта Кемеровской области (Приложение 10)).

(Учащиеся работают в группах, составляют картосхему).

VII.        Выступление лидеров групп.

– Слово предоставляется лидерам групп. Все остальные делают краткие записи в тетрадь по сообщению.

VIII.     Домашнее задание.

– Итак, мы с вами сегодня узнали особенности рек родного края. Ваше домашнее задание – повторить §30 учебника, нарисовать экологический плакат в защиту рек.

IX.            Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.

(Учитель даёт оценку работы класса и отдельных учащихся).

– Урок заканчивается. У каждого из вас есть лист успешности (Приложение 11). Обозначьте, какую оценку вы даёте по предложенным вам вопросам?

– Спасибо за урок. На память о нашей встрече возьмите с собой картосхему. А также я приглашаю вас, ребята, вместе с вашим классным руководителем посетить в нашей школе музей боевой и трудовой славы «Память». (Учитель вручает визитные карточки музея (Приложение 12)).

 Приложение 1

Карточки для картографического тренажа

На обратной стороне карточек буквы КАРТА. 


Приложение 2

Использование воды в народном хозяйстве России

Народное хозяйство – совокупность отраслей и сфер экономики страны, взаимосвязанных общественным разделением труда. Включает отрасли материального производства и непроизводственной сферы.

Приложение 3

Картосхема
Окрестности г. Полысаево


 

Приложение 4

Маркеры специалистов 

Картограф

Исток реки …………… находится …………… Течение реки (быстрое, медленное), так как ……………

Река впадает ……………

Гидролог

Питание реки …………… %.

Биолог

Основные обитатели реки ……………

Растительный мир представлен ……………

Эколог

 – Используйте информацию «Река Мереть», «Река Иня и её экология» 

Экскурсовод

Маршрут начинается ……………,

проходит через пункты …………… ,

заканчивается …………….

Приложение 5

Алгоритм действий лидера в группе 

1. Организует распределение специалистов.

2. Оказывает специалистам помощь в поиске информации.

3. Организует обсуждение для выявления особенностей реки (что отличает её от остальных рек).

4. Выступает перед классом с сообщением об особенностях реки.

 Изучив всесторонне реку, мы пришли к выводу, что особенность реки …………… в том,
что ……………………………………………………………

Приложение 6

 

Схема работы специалистов в группах

 Инструкция для работы групп

 

1.    Группа состоит из 6 человек. Лидера выбирают члены группы.

2.    Решить в группе кто каким специалистом будет и распределить задания.

3.    Изучить карточки-задания, дидактический материал.

4.    Каждому специалисту выполнить индивидуальное задание.

5.    Совместно оформить работу, сделать выводы.

6.    Выступить перед классом представителю каждой группы (Время сообщения одна минута, учитывая все вопросы, поставленные в карточках-заданиях).

 Карточка-задание 

№1. Картограф

Определить географическое положение реки; выделить русло реки на контурной карте.

№2. Гидролог

Определить гидрологическое состояние реки.

№3. Биолог

Указать разнообразие растительного и животного мира реки, использовать карточку 1.

№4. Эколог

Предложить пути решения экологических проблем реки.

№5. Экскурсовод

Составить туристический маршрут вдоль реки; обозначить на контурной карте основные пункты маршрута.

Приложение 7

 Река Мереть 

Река Мереть, правый приток реки Иня. Протекает по Кузнецкой котловине в Кемеровской области. Берёт начало с возвышенности в районе Красной поляны и впадает в реку Иня, которая несёт свои воды в реку Обь. Длина реки 39 км. Имеет два крупных притока. Исследования проводились в связи с тем, что река Мереть катастрофически мелеет. В районе деревни Красноярка ширина реки около 4 м, а в устье всего около 70 см, глубина 30 см.

Главная причина обмеления реки – это добыча угля открытым способом, которая ведётся «Моховским» угольным разрезом.

Разработка угольных месторождений разрезов «Моховский», «Грамотеенский» привели к уменьшению площади водозабора, сокращению и почти исчезновению гидрографической сети, уменьшению подземного стока реки и изменению режима, изменению взаимосвязи стока реки с подземными стоками или разрыва этих связей. С талыми, дождевыми водами пыль, зола, сажа и вредные вещества сливаются в реку.

На экологию Мерети оказывает влияние совхоз «Моховский». Фермы совхоза расположены по берегам реки. Все нечистоты сбрасываются в реку, когда идут дожди или талые воды. Минеральные удобрения с полей также попадают в реку Мереть, так как склоны пологие.

Приложение 8

Река Иня и её экология

Правый приток Оби – река Иня, берущая начало с южного склона Тарадановского увала, представляет собой типичную равнинную реку Кузнецкой степи и лесостепи. Её длина 663 км. Она имеет хорошо разработанную долину с множеством стариц, пойменных озёр и меандр. В Иню впадает несколько рек, текущих с Салаирского кряжа: Большой и Малый Бачаты, Ур, Касьма, Изыла и др. У посёлка Инского, недалеко от г. Белово, на реке Иня построена плотина, что позволило создать здесь водохранилище – так называемой Беловское море – и зону отдыха на его берегу. Водохранилище является прекрасным водным резервуаром для разведения ценных пород рыбы.

Правый берег Ини на значительном протяжении круче и выше левого, по бе­регам реки наблюдаются террасы. Весной Иня и её притоки сильно разливаются, достигая ширины 3 и более км. Огибая Тарадановский увал западной стороны, Иня делает несколько извилин, и принимает северо-западное направление. Северные отроги Салаирского кряжа поворачивают её на запад, и она уходит в Новосибирскую область, где впадает в реку Обь у Новосибирска.

Куда ты стремишься, куда ты рвёшься, где твоё начало и где твой конец, река Иня?

Иня берёт своё начало с Южных склонов Тарадановского увала и почти все 533 км петляет по густозаселённой лесостепи части Беловского, Ленинск-Кузнецкого и Промышленновского районов, и, набрав силу, уходит в Новосибирскую область. Там её принимает могучая, треть по полноводности после Лены и Енисея, красавица Обь. Живописна долина Ини. Просыпается река от зимнего покоя рано, в середине апреля, а замерзает в начале ноября.

Любят бывать на берегах рыбаки, многим подарила Иня счастливые минуты большой рыбацкой удачи. И сейчас в её ямах разбойничают окуни, в прибрежной осоке греются, притаившись, щуки, а в береговых норах и под камнями набирают жир налимы. О том, что Иня – река окуневая говорят и некоторые названия. Например, в том месте, где Тарасьма впадает в Иню, раскинулось большое село Окунево. Неспроста же назвали его так. Неспроста на её берегу стоит село Лебеди, значит, были эти сказочные птицы и здесь, были  и леса, и не зря называется – Берёзово, Усть-Сосново. Иня на своём пути собирает воды многих малых рек, стекающих с Салаирского кряжа и его предгорий: Ур, Касьма, Тарсьма, Изылы. Узок в берегах, но глубок Ур. На берегу этой холодной родниковой реки рыбаки не раз разжигали костры, чтобы сготовить ароматную уху. Эти и многие безымянные речки «снабжают» Иню рыбой, а в тальниковых зарослях и прилегающих болотах гнездятся утки. Охотники и рыбаки любят заглянуть сюда.

За последние годы во многих местах Иня потеряла свой красочный и лирический облик. Особенно река пострадала на участках от Грамотеино до Ленинска-Кузнецкого. Здесь густо разрослась промышленность. На её берегах исчезли леса, вырублены рощи. Иня заметно обмелела.

Крайне неблагоприятная экологи­ческая ситуация сложилась в бассейне реки Ини, занимающем юго-западную часть Кузнецкой котловины в пределах кемеровской и Новосибирской областей.

В результате большого количества угледобывающих предприятий, в том числе разрезов, вырубки леса, формирования крупных отвалов горных пород, подработки территории шахтными выработками река Иня испытала большую антропогенную нагрузку и практически утратила своё природное состояние.

Река непрерывно деградирует, ею русло интенсивно засеивается, мелеет. Фор­мируется слой донных отложений преиму­щественно техногенного происхождения с высоким содержанием тяжёлых металлов, хлорорганических соединений, нефтепро­дуктов, пестицидов.

Среди крупных рек нашей области более всего не повезло Ине. В какие-то 10-15 лет она растеряла былую мощь, обильные рыбные запасы. Почему же в Ине стало мало рыбы? Река Иня помогает вырабатывать электроэнергию, транспортировать уголь, выращивать урожай, он работает на человека, в этом её беда, на своём пути она вынуждена собирать промышленные стоки промышленный и сельскохозяйственных предприятий. Каждая река способна самоочищаться, и с помощью притоков малых речушек и ручьёв, но это мало помогает Ине, площадь водосбора резко уменьшилась, много промышленных сбросов Моховского и Колмогоровского разрезов, и верховья реки ощущают нехватку свежей воды. Более солидные притоки Мереть, Бачат, Ур ей помогать не могут, они сами задыхается от стоков. На участке Беловского и Ленинск-Кузнецкого районов происходит интенсивное загрязнение реки, в Промышленновском и Топкинском районах она меньше загрязняется, но вода уже такая грязная, что не в состоянии на естественную биологическую очистку.

Водоохранная зона малой реки – это территория, на которой устанавливается специальный режим, чтобы не допускать загрязнения, засорения или истощения реки. Здесь запрещается мыть машины, применять ядохимикаты, располагать склады, площадки, животноводческие комплексы, фермы, устраивать свалки, строить или расширять предприятия, объекты. В пределах зоны выделяется прибрежная полоса, на которой действуют ещё более строгие ограничения: запрещено пасти скот, устраивать лагеря для него, распахивать землю, строить палаточные городки. Ширина этой зоны от 25 до 90 км.

Для восстановления водности и улучшения санитарного состояния малых рек установлен специальный режим: водоохранная зона используется только для сенокоса, пастбищ и посадок леса, прибрежная – только для сенокоса и посадок леса. Лица, нарушающие режим, должны нести материальную ответственность.

  

Методика исследовательской работы биологов
Биоиндикация загрязнения водоёмов

Эта методика предназначена для определения загрязненности различных водоемов и основывается на высокой чувствительности к загрязнению рясок-растений, живущих на поверхности воды. Именно поверхностный слой воды оказывается самым загрязненным в результате смыва удобрений и ядохимикатов с полей, выбросов промышленных предприятий. Ряски обитают повсюду, и этот простой метод позволит создать единую карту состояния водоемов. В свою очередь, водоемы и особенно малые реки являются не только основной единицей водоснабжения, но их состояние отражает степень загрязненности всей территории.

Подготовка к обследованию

Для выполнения этой работы нужно приготовить карту-схему для указания точек сбора и листки с анкетой №2. Для сбора материала вам потребуется: ведро объемом около 5 л., шумовка или столовая ложка, закрывающаяся плотно посуда объемом около 0,2 л., гербарная сетка для собранного материала.

Для анализа материала нужно приготовить: плоскую посуду чашка Петри или белое блюдце), лупу с увеличением  х2 или х4 (лучше штативную), препаровальные иглы, тонкий пинцет.

1.     Выбор точек обследования.

При выборе маршрута заранее определите предполагаемые точки сбора. На участках, где можно предполагать наличие слабого однородного загрязнения, точки обследования могут располагаться на расстоянии 2-3км. друг от друга, на сильно загрязненных участках - через 0,5-1 км. По возможности, в каждой точке следует взять 3 пробы на расстоянии 2-3 м. друг от друга. Каждая точка получает свой номер, повторные пробы можно обозначить буквой I-а, I-б, I-в. Обследование всего водоема следует проводить в течение 2-4 дней. В районе предполагаемой точки обследования найти бухточку.

Все рясковые плавают на поверхности или слегка  погружены в воду. Отдельные растения представляют собой зеленую пластинку (щиток) размером 1-10 мм. С дочерними щитками (детками), прикрепленными по бокам материнского щитка. Вырастая «детки» отделяются и превращаются во взрослое самостоятельное растение, благодаря чему ряски быстро заполняют поверхность водоема. Быстрое размножение и рост рясок как раз и приводят к тому, что в них накапливаются разнообразные загрязняющие вещества. 

2.     Сбор проб.

Ведром соберите ряски с поверхности примерно 0,5 м. Все плавающие растения из ведра соберите шумовкой и вместе с небольшим количеством воды поместите в сосуд, на котором записан номер точки сбора пробы. Одновременно в анкете с соответствующим номером нужно записать характеристики водоема, береговой и водной растительности, дату сбора.

3.     Разбор пробы.

Разделите пробу примерно на 4 равные части с таким расчетом, чтобы в ¼ (1/2) было примерно 150–200 растений. Разделите взятую пробу по видам, пользуясь следующей схемой–определителем (см. рис. 5):

А) корней на материнском щитке или на крупных дочерних несколько (больше одного), материнский щиток крупный–5–10 мм.– многокоренник обыкновенный.

Если корень один–см. пункт Б.

Б) щиток, вытянутый на верхушке заостренный–ряска тройчатая.

Если щиток округлый–см. пункт В.

В) с нижней стороны щитка отчетливо выраженное вздутие–ряска горбатая, вздутия на нижней стороне нет–ряска малая. После разборки по видам нужно сосчитать и записать в анкете число растений  каждого вида, общее число щитков (материнских и деток) и среди них–число щитков с повреждениями.

К поврежденным относятся щитки с черными и бурыми пятнами (некроз) и пожелтением (хлороз). Количество и размеры пятен не учитываются.

4.     Экспресс–оценка.

 Для экспресс–оценки полученных результатов можно использовать самый массовый вид (обычно это ряска малая).

Определение качества воды проводится по таблице, в которой обозначены: 1 – очень чистая, 2 – чистая, 3 – умеренно загрязненная, 4 – загрязненная, 5 – очень загрязненная («–» обозначается комбинация, существование которой исключается).

Первая колонка в таблице (+) соответствует тем случаям, когда в целой пробе не удалось набрать 30 экземпляров.

Экспресс–оценка качества воды.

Процент щитков с повреждениями.

Отношение числа щитков к числу особей.

1

1,3

1,7

2

2,3

0

1–2

2

3

3

3

10

3

3

3

3

3

20

3

4

3

3

3

30

4

4

4

3

3

40

4

4

4

3

3

50

4

4

4

3

60

4

4

4

70

5

5

5.     Детальный анализ пробы.

Для более подробного анализа все разобранные по видам ряски разделить на 3 группы: мелкие–средние–крупные щитки: у всех видов ряски средними считаются щитки длиной  3-4 мм., у многокоренника – 5-8 мм. (соответственно, щитки длиной до 3 мм., считаются мелкими, больше средней – крупными).

Подсчитать общее число щитков каждой размерной группы и число щитков с поврежденными среди них. (Напоминаем: материнский щиток с прикрепленными к нему детками, – это одно отдельное растение). В графах, соответствующих размерным группам, указать в виде дроби: общее число щитков с повреждениями.

При подсчете и определении размерных групп удобнее брать пинцетом по одному растению и перекладывать в плоскую посуду. На дно блюдца или прозрачную чашку Петри положить листок бумаги с отмеченными размерами. Определив размер щитка и наличие (отсутствие) на нем повреждений, сразу сделать отметку в соответствующей графе анкеты № 2.

6.     Детальное обследование водоемов.

При желании, обследование водоемов может быть проведено еще более детально. Такая работа включает описание береговой и прибрежной водной растительности с характеристикой полного видового состава и ее картирование. Необходимо также  собрать гербарий всех видов встречаемых растений для их определения.

В описании рясковых проводится анализ каждой пробы с полным подсчетом числа особей и щитков всех видов. Подробно описывается случайная выборка из 30 растений каждого вида по следующим признакам:

1.     Длина материнского растения и его повреждения (0 – нет, 1 – меньше 1/3 поверхности, 2 – больше 1/3, для хлороза и некроза отдельно).

2.     Длина корня (у многокоренника – число корней и длина максимального).

3.     Число деток.

4.     Длина щитков деток (начиная с самых крупных).

Естественно, что общий объем работы сильно возрастает, поэтому ее удобнее разделить на части, каждую из которых выполняет отдельный исполнитель:

1.     Описание береговой растительности.

2.      Описание прибрежно-водной растительности.

3.      Анализ рясковых.

Разумеется, исполнители должны работать в контакте и при анализе результатов ссылаться на данные, полученные в других частях исследования.

 Наиболее интересные данные могут быть получены при включении в обследуемый район участков с различной степенью и характером загрязнения, например, при сопоставлении частей водоёмов с преобладанием загрязнений за счёт смыва с сельскохозяйственных угодий, стоков от животноводческих сооружений и таких, на которых представлено промышленное или транспортное загрязнение. Желательно, найти и обследовать участки с минимальным загрязнением (контрольные).

Биоиндикация состояния водоёма

Водоём – река Иня. Течение – слабое. Ширина реки – 5-10 м. Береговая растительность – слабо выражена: камыши, рогоз, сусак. Водная растительность: ряска, многокоренник. Дно илистое и песчаное. В тихих заводях прудовики, беззубки.

Объём выработки

¼ пробы

30 особей

Название растения

Число особей

Число деток

Общее число щитков/число повреждённых щитков

Проба № 1

Ряска малая

20

25

крупных

средних

мелких

26/4

26/4

26/5

Проба № 2

Ряска малая

11

16

14/4

14/4

14/3

Проба № 3

Ряска малая

16

21

21/2

21/2

21/2

Экспресс-оценка.

Проба № 1-а.

Отношение числа щитков к числу особей 26/20=1,3.
26 = 100%. 26/20 =х%.         
х=26/20 * 1000/26=50%. Вывод: Вода диозагрязнённая.

Проба 1-б.

Отношение числа щитков к числу особей 14/11.
14 = 100%. 14/11=х%.

х=14/11 * 100/14=85%. Вывод: Вода сильнозагрязнённая.

Проба 1-в.

Отношение числа щитков к числу особей 21/16.

21 = 100%. 16=х%.

х=16*100/21=30%. Вывод: Вода загрязнена.

Меры защиты реки Ини

1.     Периодически поднимать в средствах массовой информации вопрос о бедственном положении реки Ини.

2.     Вести разъяснительную работу среди населения о правильном использовании воды в реке Иня.

3.     Поставить в известность городской комитет по охране окружающей среды о сложном экологическом положении реки Ини.


 

Приложение 9

Природное сообщество пресного водоёма

Разнообразие обитателей водоема

Когда в тёплое время года приходишь к водоёму, напри­мер к небольшому озеру, видишь только некоторых его оби­тателей. Всех увидеть невозможно. А ведь их очень много! Водоём — это место, где живут самые разнообразные живые существа.

Вот растения. Некоторые из них (рогоз, камыш, тростник, стрелолист) своими корнями прикрепляются ко дну, а стебли и листья этих растений поднимаются над водой. Корни ку­бышки жёлтой и кувшинки белой тоже на дне, а их широкие листья плавают на поверхности водоёма. Но есть и такие рас­тения, которые ко дну совсем не прикрепляются. Это, напри­мер, ряска, которая плавает на поверхности воды. А в толще воды плавают мельчайшие зелёные водоросли. Разглядеть их можно только под микроскопом. Зато иногда их бывает так много, что вода кажется зелёной.

Велика роль растений в водоёме. Они служат пищей жи­вотным, выделяют в воду кислород, необходимый для дыха­ния организмов. Подводные заросли растений служат убежи­щем для животных.

Животные есть в водоёме везде: на поверхности и в толще воды, у дна и на водных растениях.

Вот по поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. Их длинные ножки снизу покрыты жиром, и по­этому водомерки не тонут. Они — хищники, охотятся на кома­ров и другую мелкую живность.

В толще воды плавают хищные жуки-плавунцы, расти­тельноядные головастики лягушек, разные виды рыб. К «мир­ным» рыбам относится, например, карась. Он питается личин­ками насекомых, растениями. К хищным рыбам относятся окунь, щука.

На дне обитают моллюски, которых ребята обычно назы­вают «ракушками».

Их мягкое тело защищено раковиной, которая состоит из двух половинок — створок. Питаются эти моллюски очень интересно. Они всасывают и пропускают через своё тело воду, в которой попадаются водоросли и другие мелкие живые су­щества. Обитают на дне чистых водоёмов и раки. Они кормят­ся остатками мёртвых животных.

На водных растениях живут другие моллюски — расти­тельноядные улитки прудовик и катушка. У них закручен­ные, не имеющие створок раковины.

Живут в водоёме и млекопитающие — ондатра, бобр, выд­ра. Жизнь многих птиц – уток, цапель, аистов — тоже свя­зана с водоёмами.

Когда растения и животные водоёма умирают, их остатки попадают на дно. Здесь под действием микробов мёртвые остатки перегнивают, разрушаются. Из них образуются соли. Эти соли растворяются в воде, и тогда их могут использовать для питания новые растения.


 

Приложение 10

Контурная карта Кемеровской области

Приложение 11

Лист успешности 

 

Оценки

«5»

«4»

«3»

1. Как понравились этапы урока:

а) работа с картой и картосхемой;

 

 

 

б) фрагмент видеофильма;

 

 

 

в) работа в группе.

 

 

 

2. Узнали новое:

 

 

 

3. Работа с дополнительными информационными материалами:

 

 

 

4. Твоя активность на уроке

 

 

 

 

Приложение 12 

Приглашение в школу № 17 в музей боевой и трудовой славы «Память»  

  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово

Hosted by uCoz