Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Дискуссия для старшеклассников "Патриотизм: знак вопроса" для  11 класса

Казакова Оксана Валериевна,
учитель русского языка и литературы

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области.

Цель урока: Воспитание чувства патриотизма, развитие устной речи учащихся; закрепить на практике правила устного выступления.

Подготовка к дискуссии:

-       Составить вопросы для обсуждения.

-       Провести анкетирование.

-       Подобрать цитаты по теме.

-       Оформить зал.

-       Музыкальное сопровождение.

-       Выступления по вопросам.

-       Написать сочинения «С чего начинается Родина?»

Цитаты:

«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию»» (П. И. Багратион.)

«Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и ис­кусство наших полководцев...» (Н. Г. Чернышевский.)

«Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут. Не гово­рю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою». (Н. М. Карамзин.) 

«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете». (В. В. Путин, Президент Российской Федерации.)

«Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения об­щества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твер­дость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отно­шениях, добросовестность во всем». (В. И. Матвиенко, заместитель председателя правительства Российской Федерации.)

«Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, — спро­си, что ты можешь сделать для своей Родины». (Дж. Кеннеди.)

Ход дискуссии

I. Вступительное слово ведущего

Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим дискуссию «Пат­риотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патрио­тизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она не защи­тила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в исто­рии, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.

Вопросы для обсуждения:

1.      С чего начинается Родина?

-       Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?

-       Считаете ли себя патриотом? Почему?

-       Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?

-       Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

-       Хотели бы вы уехать из России?
(Прочитать отрывки из сочинений.)

2.     Гордитесь ли вы своей страной?

-        В какие именно моменты испытываете национальную гордость?

-       Интересуетесь ли героическим прошлым нашей страны? Испыты­ваете ли горечь за поражения и ошибки?

-       Устраивает ли вас гимн нашей страны, какие вызывает эмоции?

3.     Считаете ли вы себя истинно русским человеком?

-       Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?
Как относитесь к чистоте русской речи?

-       Гордитесь ли тем, что живете в России?

-       Что такое национализм?

4.     Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Нужны ли стране профессиональные военные?

-       Кто из вас хочет поступить в военные училища?

-       Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?

 5. Кто такой патриот современной России?

-       С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?

-       Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

-       Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?

-       Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относи­тесь к взаимовыручке?

Вопросы для анкетирования

1.        Считаете ли вы себя патриотом?

2.        Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?

3.        Хотели бы вы уехать из России?

4.        Хотели ли вы жить и родиться в другой стране? Почему?

5.        Престижна ли профессия российского офицера?

6.        Вы за или против службы в армии?

7.        Нужно ли патриотическое воспитание в школе?

8.        Читаете ли вы периодические издания, книги не по школьной про­грамме?

9.        Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?

10. Есть ли у вас предмет для подражания? Кто?

Материал для ведущего дискуссии

 1. С чего начинается Родина?

Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вы­рос, друзья детства, любимые книги, природа - такие простые, теплые че­ловеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоя­тельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Патриотизм, родина.

Родина - Отечество, страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит.

Патриотизм - любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.

(Д. Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка.)

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление за­щищать интересы Родины».

(Философский словарь.)

2. Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю, - это все

равно, что придавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну та­кой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы она была лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.

3. Считаете ли себя истинно русским человеком?

Слова «российский», «россиянин» - то же, что и «русский», применя­ются в официальной речи, считаются устаревшими.

История государства Российского (сочинение Карамзина).

Российская словесность; О, громкий век военных споров, свидетель славы россиян! (А. Пушкин.)

Национализм - один из принципов идеологии и политики, заключаю­щийся в проповеди национальной обособленности и исключительности, недоверия к другим нациям и межнациональной вражде.

Нацистская Германия преподнесла миру чудовищный пример геноцида, взяв на вооружение расистские идеи о превосходстве особой расы арийцев, избранного народа, который должен управлять всем миром. Фашисты стремились полностью уничтожить людей ряда национальностей (евреев, цыган), а другие «неполноценные» народы (славян, например) подчинить «истинным арийцам», сделать рабами.

Сейчас появилось множество неонацистских партий и движений, кото­рые используют идеи расизма и шовинизма для повышения своего автори­тета и популярности. Новоявленные лидеры заявляют о несправедливых притеснениях со стороны «чужих» и необходимости навести порядок си­лой, для чего создаются боевые отряды. И чем меньше у человека внутрен­ней культуры, тем проще убедить его в собственной исключительности и наличии врагов.

Необходимо повышать национальное самосознание!

Все люди под одним небом живут. (Восточная поговорка.)

Величие нации не измеряется ее численностью, как величие че­ловека не измеряется его ростом. (В. Гюго)

 Из всеобщей декларации прав человека:

Все люди рождены свободными и равными в правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, про­возглашенными Декларацией, независимо от национальности, языка, расы, пола, религии; социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности; величины и мирового значения его страны.

О русском языке:

Сегодня наш русский язык болен. Он мучительно переживает на­шествие «сленгов», с экранов телевизоров постоянно звучат америка­низмы: «о'кей», «вау», «йес», магазинные вывески пестрят словом «шоп». Речь молодых людей щедро насыщена нецензурными словами. Вседозволенность и свобода (может быть, распущенность?) во всем: в книгах, песнях, кинофильмах. Где же великий русский язык?

Хочется процитировать Михаила Ломоносова: «Язык, которым Российская держава великой частью света повелевает, по его могу­ществу имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает». 

4.     Связываете ли вы патриотический долг с воинской службой?

Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.

В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие, профессия офицера была престижной.

В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти сры­ваются призывные кампании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена совре­менной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые луч­шие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.

5.      Кто такой патриот современной России?

Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?

Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кри­чать всем, что он - патриот; или тот, кто считает службу в российской ар­мии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?

Мне хочется привести в пример слова выдающегося русского мыслите­ля XX столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!

Россия спасется творчеством - обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми соци­альными идеями».

Наша дискуссия подходит к концу, надеюсь, что она была полезна для всех нас, участников диалога. Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной, ученицы одной из московских школ.

Храни огонь родного очага

И не позарься на огни чужие -

Таким законом наши предки жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага!

Лелей лоскут отеческой земли

Как не болотист, как ни каменист он,

Не потянись за черноземом чистым,

Что до тебя другие обрели.

Лелей лоскут отеческой земли!

И если враг задумает отнять

Твоим трудом взлелеянное поле,

Не по страничке, что учился в школе,

Ты будешь знать, за что тебе стоять.

Ты будешь знать, за что тебе стоять! 

Список рекомендуемой литературы

1. .  Ильин И. А. О воспитании национальной элиты. - М., 2001.

2.   Карамзин Н. М. О древней и новой России. - М., 2002.

3.    Рябов В. В., Хаванов Е. И. История и общество. - М., 1999.

4.      Ходсевич В. Ф. Книги и люди. Этюды о русской литературе. - М., 2002.

5.         1812 год в российской поэзии и в воспоминаниях современников. - М., 1997.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz