Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Стилизация в геометрической резьбе

Радомский Сергей Николаевич,
учитель технологии

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области. 

Раздел. Художественная обработка древесины.

Класс. 7.

Цель. Совершенствование техники выполнения геометрической резьбы.

Задачи.

Оборудование.

План урока.

Организационная часть (5 минут).

– Проверка готовности к уроку;

– назначение дежурных;

– текущий инструктаж по технике безопасности.

Основная часть (60 минут).

– Постановка цели и задач урока;

– разминка;

– решение кроссворда;

– проведение игры “Что на что похоже”;

– самостоятельная работа учащихся по карточкам-заданиям;

– индивидуальная работа с учащимися.

Заключительная часть (15 минут).

– Анализ работ учащимися (взаимоконтроль);

– выставление оценок;

– уборка мастерской и сдача инструмента;

– рефлексия.

Ход урока

Объявляю, что тема урока зашифрована в кроссворде, при решении которого учащимся необходимо вспомнить некоторые термины и названия элементов резьбы.

Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся, настроить их на рабочий ритм, даются задания для разминки. (5 минут).

Творческие задачи оформлены на плакатах и поочерёдно демонстрируются на доске. Ответы после выполнения задания прикрепляются к плакату. Текст заданий читают дети.

Графический диктант выполняют в тетрадях без применения чертёжных инструментов.

Творческие задачи

1. Мастер парень не простак,

Составлять узор мастак.

В центре чертит он “розетку”,

Рядом вычертит “пальметку”,

А по краю вьётся “змейка”,

Или может лечь “витейка”.

Элементов всех позиция

Будет зваться… (композиция).

Графический диктант

2. – Одна клетка вниз;

– одна клетка вправо;

– одна клетка вверх;

– одна клетка вправо;

– одна клетка вниз;

– одна клетка вправо;

– одна клетка вверх.

 

3. Два наклона к основанию,

Мы их сделали специально,

И подрезав до вершины

Ту работу довершили.

Лёг узор околышем.

Элемент зовётся… (сколышем).

4. – Одна клетка вверх;

– две клетки наискосок вверх вправо;

– две клетки вправо;

– одна клетка наискосок вниз влево;

– одна клетка влево;

– одна клетка вниз;

– одна клетка наискосок вниз влево;

– четыре клетки вправо.

Наиболее активные учащиеся за это задание получают поощрительный балл в виде жетонов.

После разминки, учащиеся приступают к решению кроссворда. (5-10 минут).

Каждый ученик имеет задания к кроссворду, которые озвучиваются ребятами поочередно. Кроссворд оформлен на плакате и вывешивается на доску, по мере его решения клетки заполняются маркером.

1.кроссворд

Начертили мы узор,
Чтобы радовал он взор.
Ритм, контраст в него вложили,
Про симметрию не забыли,
И узор зовётся нами
Ну, конечно же… (орнамент).

2.

На изделии чертим круг,
А внутри лучи идут.
И трёхгранною резьбою
Завершаем труд мы свой.
Полюбуйтесь, – перед вами
Элемент резьбы… (сияние).

3.

Вот рисунок перед вами,
Как включить его в орнамент?
Чётким формам подчинить,
Чтоб узора плелась нить?
Получилось! Вот сенсация!
Помогла нам… (стилизация).

4.

Три вершины, три угла,
Чертим мы его всегда,
Режем знаком “Мерседес”,
Вычищаем недорез.
Света он игры поклонник
И зовется… (треугольник).

5.

Лист со стеблем, снова лист,
Два ростка переплелись,
Лег узор по краю фрески.
Сей орнамент… (арабески).

6.

Заготовку подобрали,
Отстрогали, шлифовали,
И края дощечки той
Мы украсили резьбой.
Та ажурная резьба
Называется… (кайма).

После того, как выяснена тема урока, учащиеся приступают к игре “Что на что похоже?”. Правила игры таковы: учитель показывает на элементы резьбы и задает вопросы: “На что похоже?”.

Принимаются любые ответы. Эта игра проводится для развития ассоциативного мышления, которое необходимо для выполнения работ по карточкам.

Далее для практической работы ставится задача, которая заключается в том, чтобы самостоятельно выполнить стилизацию на бумаге, перенести на заготовку и выполнить резьбу.

Учащиеся получают карточки-задания с изображениями рисунков животных.

Варианты карточек-заданий

Примеры готовых композиций:


При выполнении резьбы учащимся разрешено пользоваться наглядными пособиями.

Завершив задания, ребята обсуждают работы своих товарищей, обращая при этом особое внимание на воплощение в узор основных признаков рисунка.

К доске приглашаются авторы лучших изделий, они проводят защиту проекта резных композиций.

Каждый учащийся получает рейтинговую оценку (самооценка, взаимооценка, оценка учителя) по 6-бальной системе.

Критерии рейтинговой оценки

Критерии Самооценка Взаимооценка Оценка учителя Средний балл
Стилизация        
Композиционное построение        
Эстетика        
Новизна        
Техника резьбы        
Соблюдение техники безопасности (оценивает учитель) Х Х    

В конце занятия проводится рефлексия. Учащимся предлагается ответить на вопросы: какие умения, навыки, знания им пригодились, чему они научились, какие трудности пришлось преодолеть в ходе работы? Что особенно понравилось сегодня на уроке? Какие пожелания на следующее занятие?

Список использованной литературы

  1. Занятия по трудовому обучению, 6-7: Обработка древесины, металла, электротехнические и др. работы: Пособие для учителя труда / Г. Б. Волошин, А. А. Воронов, А. И. Гедвилло и др.; Под ред. Д. А. Тхоржевского. – 2-е изд., переаб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.
  2. Логачёва Л. А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство “Народное творчество”, 2002. – 136 с.: ил.
  3. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981. – 175 с., ил., 16 л. вкл.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz