Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Проект "Сувенир Автомобиль"

Радомский Сергей Николаевич,
учитель технологии

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области. 

Обоснование и выбор проекта

Приближался праздник 23 февраля. Мне хотелось сделать папе подарок своими руками. Его можно было купить в магазине, но на это необходима определенная сумма денег. Я прошел по магазинам и  не нашел подходящего подарка.  По профессии мой папа водитель, поэтому я и решил попробовать сделать для него подставку в виде модели грузового автомобиля. Играя на улице, я часто вижу фирменный рефрижератор, развозящий по магазинам кока-колу. Мне он очень понравился, и я взял его за основу своего подарочного автомобиля.    

Я думаю, что в работе над этой темой проекта больших трудностей возникнуть не должно, так как  я хорошо усвоил приемы работы с бумагой, потому что на уроках труда в начальных классах мы клеили из картона различные поделки и сейчас на кружке мы часто работаем с этим материалом.

Историческая справка

Слово автомобиль сложное, буквально означает «самодвижущийся» (авто – сам, греческое + мобилис – подвижный, латинское).

Слово шофёр по-французски означает кочегар. Это название осталось со времён парового двигателя, когда водителю приходилось не только управлять автомобилем, но и разжигать огонь и разводить пары.

Машина предназначена для перевозки людей или грузов по безрельсовым дорогам.

Любая машина, в том числе и автомобиль, прошла долгий путь развития.

Первые самодвижущие повозки – прототипы современных автомобилей появились во второй половине 18 века. Эти устройства приводились в действие мускульной силой человека. В это же время в России И.И Ползуновым был построен паровой двигатель. К концу 18 – началу 19 века появляются самоходные повозки с таким двигателем. К концу 19 века был изобретен двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Первый автомобиль с ДВС был построен в 1886 г. немецким конструктором Г. Даймлером. В 1888 г. его соотечественник К. Бенц соорудил автомобиль, который развивал скорость до 25км/ч. В России первый автомобиль был построен на заводе Руссо-Балт в 1896 году.

Колеса у первых самоходных повозок были жесткими, с металлическим ободом, как у телеги и для быстрой езды они не годились. Со временем их заменили колеса с пневматическими шинами, как у велосипеда, но и они не выдерживали больших скоростей, к тому же масса машины постоянно росла.

Ранние автомобили были похожи на карету или коляску, только без лошадей. Даже рулевое колесо тогда еще не придумали, а управляли с помощью рычагов. Чтобы защититься от холода и грязи, автомобилисты надевали меховые шубы, шлемы и очки.

В начале ХХ века в основном сформировалась общая  схема автомобиля, появилось рулевое колесо и освещение. Постоянно росла скорость: в 1906 году она превысила 200 км/ч., а в 1970 году был преодолен рубеж 1000 км/ч.

Русские инженеры и изобретатели внесли значительный вклад в развитие автомобилестроения. Первый грузовик, созданный инженером Б. Г Луцким в 1900 году, на всемирной выставке в Париже был удостоен серебряной медали. В 1911 году в Петербурге начали выпускать в небольшом количестве легковые автомобили. Самым крупным производителем в России был Русско-Балтийский вагонный завод.

Кроме легковых автомобилей, предназначенных для перевозки небольшого количества людей, выпускают многоместные автомобили – автобусы, а так же грузовые автомобили для перевозки грузов.

Грузовые  автомобили (МАЗ, КамАЗ, БелАЗ, КрАЗ, ГАЗ) используют для перевозки различных грузов. Свое название машины, как правило, получают от завода, на котором их изготавливают (КрАЗ – Кременчугский автомобильный завод). Они бывают нескольких видов: с бортовым кузовом и самосвалы. Бортовые кузова могут крепиться непосредственно к раме или монтироваться отделено на колесах, в таком случае они являются прицепом, а автомобиль служит тягачом.

Со временем автомобили становятся более удобными, комфортабельными, красивыми и быстроходными.    

Альтернативные варианты проекта

 При проектировании и изготовлении модели машины я просмотрел журналы «За рулем», «Моделист конструктор» затем нарисовал несколько рисунков, которые мне помогли в выборе конструкции изделия, внешнего оформления и сборки. Большую роль в выборе варианта изделия сыграла марка автомобиля, на которой работает папа.  

Разработка формы модели

При разработке формы, конструкции и внешней отделки я учитывал требования, которые отражены в схеме:

 

 С учетом вышеперечисленного я спроектировал сувенир – подставку в виде модели грузового автомобиля-фургона «УРАЛ» для перевозки блока сигарет. Он представлен на техническом рисунке, который в дальнейшем будет служить схемой сборки.

Выбор материалов

После разработки модели сувенира, необходимо определить из какого материала он будет изготовлен. Для этого я составил такую схему:

 

Модель автомобиля можно изготовить из любого предложенного материала, но тогда при работе с некоторыми из них могут возникнуть трудности,  которые не удастся решить во время изготовления, даже учитывая оснащение школьной мастерской. Поэтому я учел свои способности и возможности школьных мастерских, а так же время затраченное на изготовление и решил, что наиболее доступным материалом для моего сувенира будет картон и ватман. 

Ватман – бумага для черчения. Лист настоящего ватмана должен быть плотным. Поверхность его на ощупь не шероховатая, а гладкая, не лохматится при стирании ластиком. Хорошо сгибается, склеивается и окрашивается.

Цветной картон – продается наборами листов различного размера. Преимущество его в том, что он окрашен в яркие цвета и детали изделий получаются сразу красивыми и прочными.

Цветная бумага – продается также наборами. Применяется для отделки элементов изделий аппликацией и в качестве самостоятельного материала.

Копировальная бумага – применяется для копирования чертежей.
 

Инструменты

Для работы над моделью я использовал следующие инструменты:

Ножницы. Очень много неудобств в работе доставляют тупые ножницы, слишком тугие и наоборот, разболтанные.

Остро заточенный нож. Нужен для разрезания бумаги.

Угольник.

Линейка. В работе понадобится две линейки, одна длиной 40 см., а вторая 15–25см., чтобы удобно было выполнять небольшие чертежи. Удобнее всего пользоваться деревянной линейкой, она не скользит и не пачкает бумагу.

Карандаш. При разметке линий лучше всего использовать остро заточенный простой карандаш – твердый (Т, Н) или твердо-мягкий (ТМ, НВ), так как они оставляют тонкие линии, легко стираются ластиком и не пачкают бумагу.

Кисточка для клея.

Гладилка. Применяется для заглаживания линий сгиба.

Циркуль;

Клей ПВА. (поливинилацетатный). Выпускается в виде белой жидкой эмульсии. 

 При работе острыми инструментами необходимо соблюдать особую осторожность и правила техники безопасности.

 Технология изготовления

Материалы и инструменты подготовлены, конструкция модели вычерчена – можно приступать к работе.

Сувенир изготовлен по аналогии грузового автомобиля «УРАЛ». Конструкция модели сильно упрощена, в частности капот, кабина, крылья, так как у настоящего автомобиля они имеют сложную обтекаемую форму.

Работа начинается с изготовления кабины. Она может быть красного, синего или серебристого цвета. В отличие от предложенных в различной литературе способов изготовления объемных деталей из бумаги, учителем технологии был рекомендован более простой вариант изготовления таких деталей. При работе таким способом  нет необходимости вычерчивать и вырезать каждую деталь отдельно. Это сокращает время изготовления, упрощает качество склеивания и повышает точность сборки. Все развертки деталей я выполнял по этой технологии.

Необходимо напомнить, что места сгибов на развертках обозначаются штрих пунктирной линией с двумя точками. 

Кабина

На лист картона, необходимого цвета, наносим линию симметрии. 

По этой линии сгибаем лист пополам и место сгиба аккуратно проглаживаем. 

От линии сгиба откладываем половину ширины кабины – 25мм. и параллельно ей проводим линию. Эта линия является базовой, то есть от нее будет строиться чертеж развертки. 

С правой стороны по линии  откладываем 10 мм плюс  50мм – размер, равный высоте кабины и, ориентируясь по рисунку, размечаем  боковой профиль кабины. 

На полученном профиле отступаем от линий разметки по 5мм и проводим вспомогательные линии. Это получились места склейки, на развертках и в моделировании они называются клапанами.

 После того как вычерчены все детали, не разворачивая листа, вырезаем контур кабины по сплошной линии.

 Разворачиваем заготовку и получаем развертку, на которой наносятся необходимые линии контуров дверей и окон, так как на склеенном изделии это будет сделать сложно.

На прямой заготовке размечаются места сгибов,  размеры которых повторяют боковой профиль кабины.

Капот можно было оставить прямоугольной формы, но я решил сделать его похожим на настоящий – немного суженным, это придаст модели более выразительный вид.

Крылья

Крылья модели автомобиля выполняются из того же картона, что и кабина. Сделать надо два крыла, причем одно из них делается в зеркальном отражении.

 Бампер

Эта деталь выполняется из картона черного цвета.

 Колеса

Для изготовления колес существует много способов и вариантов. Можно использовать готовые колеса от игрушек, сделать из серпантина, приспособить крышки от полиэтиленовых бутылок – лучше с фирменными знаками и т.д. колеса можно сделать вращающимися или неподвижными все это зависит от замысла. Чтобы выдержать стиль я изготовил колеса из картона.

Колеса выполняются из картона черного цвета.

Картон  складывается в два слоя и циркулем чертится окружность радиусом 15мм, после этого детали вырезаются.

 Чертится полоса, из этого же картона, длиной 100мм и шириной 20мм. На полосе размечаются клапаны по 5мм с каждой стороны. Клапаны разрезаются ножницами на зубчики, для того чтобы полоса хорошо сгибалась.

 Полоса склеивается в кольцо, и на неё с двух сторон наклеиваются диски.

 Рама машины

Рама модели машины выполнена по такой же технологии, что и кабина, поэтому я привел здесь только развертку. Но так как рама очень длинная ее лучше сделать на листе ватмана и покрасить черной тушью после склейки. Вырезать развертку лучше ножом.

 Сборка модели

            После того как все детали машины вырезаны, их необходимо согнуть по намеченным линиям.

Чтобы линия сгиба получилась четкой, с обратной стороны бумаги тупым предметом (например: пустым шариковым стержнем) делается промин. Вдоль линии сгиба ложится линейка и с усилием проводится линия еще раз. Надавливать надо не очень сильно, чтобы не порвать бумагу. После продавливания деталь легко сгибается. Сгибать и проглаживать линии надо от середины к краю.

Вырезанные развертки сгибаются по всем линиям сгиба и тщательно проглаживаются.

Теперь складываем развертки не склеивая, чтобы проверить, все ли детали подходят друг к другу. Если все в порядке, то можно приступать к склеиванию.  

 Для этого на стол надо что-нибудь постелить, чтобы его не испачкать.

Лучше всего для работы использовать клей ПВА. При склеивании самое главное наносить клей на склеиваемые поверхности тонким слоем. Промазывать нужно всю поверхность детали, не оставляя сухих мест, особенно тщательно края и уголки деталей. При этом слой клея должен быть прозрачным, а поверхность будет казаться слегка влажной. Клей наносится кисточкой или полоской плотного картона.

Ни в коем случае клей не наносится пальцем. Приступать к работе надо с чистыми руками, а если испачкались, сразу вымыть руки с мылом и вытереть насухо. Тогда не придется огорчаться, видя на готовой модели грязных отпечатков своих пальцев.

Схема сборки

Кабина и рама склеиваются одновременно с двух сторон. Необходимо следить за тем, чтобы места сгибов соответствовали профилю, и клапаны плотно прилегали к приклеиваемой поверхности.

Все детали сувенира склеиваются по одному принципу.

Чтобы временно прижать склеиваемые детали я использовал скрепки и бельевые прищепки.

После того как все детали склеены, производится монтаж. Вначале приклеиваются к кабине крылья. Расположение крепления деталей видно на схеме сборки. После того как клей высохнет, приклеивается кабина к раме.

Для того чтобы приклеить колеса, с обратной стороны чертится линия, которая показывает границу крепления. Клеем мажется только это место.

Спереди на выступающую часть рамы крепится бампер. 

Отделка модели

 При оформлении модели не обязательно строго придерживаться образца. Можно проявить фантазию, нарисовав и наклеив в качестве отделки разноцветные полосы, различные надписи, эмблемы и гербы. Все это можно вырезать из ненужных журналов, оберток от шоколада и жевательных резинок.

Фары для своего автомобиля я сделал из новогоднего конфетти желтого цвета.

Стекла  вырезал из голубой бумаги и приклеил, таким же способом изготовил ручки для дверок. Колпаки колес начертил и вырезал из серебристого картона несколько меньшим диаметром, чем колеса. Радиаторная решетка выполнена тоже из серебристого картона.

Модель готова, осталось поставить на раму блок сигарет. Его можно приклеить, а можно оставить так, это даст возможность использовать подставку под любую марку сигарет. 

На всю работу по изготовлению сувенира я затратил около четырех часов. 

Расчет себестоимости изделия

Для того, чтобы подсчитать затраты на приобретение материалов и изготовление модели автомобиля, необходимо знать их стоимость.

Набор цветного картона стоит 18 рублей;

Клей ПВА стоит 4рубля,

18+4 = 22руб.

Складывая эти суммы, я узнал себестоимость сувенира, она равна 22 рублям. Но так как для работы над изделием я специально не покупал эти товары, то затраты на их приобретение не учитываются. 

Оценка изделия 

Изготовленное мною изделие отвечает всем вышеуказанным требованиям. При изготовлении были использованы доступные материалы. Технология изготовления посильная, было достаточно знаний полученных на уроках технологии.

Сувенир получился оригинальный, да и в продаже подобных нет. Я думаю, что если бы было такое изделие в магазине, то оно стоило бы намного дороже.

Единственная трудность была при склеивании рамы, потому что эта деталь имеет очень длинную форму и при монтаже бумага коробилась под действием клея. Поэтому при изготовлении второго такого изделия я бы разделил раму на две части – тягач и прицеп, как у настоящих длинномерных машин. В построении чертежей и разверток большую помощь мне оказывал учитель технологии Радомский С.Н., так как я еще мало знаком с основами черчения.

Изготовленный мною сувенир понравился всем одноклассникам. Он будет красиво смотреться с блоками  любых марок сигарет. Думаю, что папа будет очень рад такому подарку.

 Библиография 

1.    Перевертень Г. И. Техническое творчество в начальных классах. Книга для учителя по внеклассной работе. М.: Просвещение, 1988. – 160 с., ил.

2.    Симоненко В. Д. Технология. Трудовое обучение. М.: «Вентана-Граф», 1996. –176с.

3.    Стахурский А. Е. Техническое моделирование в начальных классах. Пособие для учителей по внеклассной работе. М.: просвещение, 1974. – 158 с.

4.    Столярова С. В. Я машину смастерю – папе с мамой подарю. Моделирование автомобилей из бумаги и картона. – Ярославль: Академия развития: Академия, К°: Академия Холдинг, 2000. – 112 с., ил.

5.    Энциклопедический словарь юного техника. Сост.  Б. В. Зубков, С. В. Чумаков. М.: Педагогика, 1980. – 512 с., ил.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово

Hosted by uCoz