Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Программно-методическое сопровождение курса по выбору
"Художественная резьба по дереву" для 9 класса

Радомский Сергей Николаевич,
учитель технологии

МОУ школы 17
г. Полысаево Кемеровской области. 

Пояснительная записка

Декоративно-прикладное искусство составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремёсел, связанных с эстетизацией среды обитания человека. Характерным для них является органическое сочетание технологического и художественного начал, традиций и современности.

Основной целью данного курса является:

– изучение народных традиций, распространённых промыслов;

– овладение учащимися навыками выполнения резьбы по дереву.

– формирование у школьников знаний, первоначальных умений и навыков, общих для группы родствен­ных профессии (выжигальщик по дереву, резчик по дереву и бересте, художник росписи по дереву, изготовитель художественных изделий из дерева и т. п.);

– знакомство с современными ручными деревообрабатывающими электроинструментами;

– обеспечение всестороннего раз­вития личности школьника.

Предпрофильное обучение по курсу «Художественная резьба по дереву» решает следующие задачи:

– раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;

– привить любовь к традиционному народному искусству;

– воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус;

– развить художественно-творческие способности.

Курс рассчитан на 8 занятий, 1 час в неделю.

Содержание обучения пре­дусматривает ознакомление школьников с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ, с технологией художественной обработки дерева.

В процессе занятий учащихся необходимо знакомить с литературой и иллюстративным материалом, характеризующими историю художественного промысла, творчество народных мастеров. Возможно проведение несколь­ких занятий в музее (народных художественных промыслов, краеведческом)

Теоретический материал по теме «Основы композиции» усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых учащиеся создают собственные композиции художественных изделий в традициях народного промысла. При этом учащиеся не просто копируют образцы народного искусства, а творчески используют изученные традиционные элементы и мотивы орнамента, формы изделий, варьируя их по-своему, опираясь на художествен­ные традиции.

Теоретическое и практическое обучение уча­щихся проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажа (вводного, текущего и заключительного), направленного на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономное расходование материалов, эффективное использование учебного времени.

В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды художественной обработки дерева в технике, свойственной конкретному народному художественному промыслу, и изготовляют художественные изделия из дерева с учетом местных художественных традиций.

Формирование у учащихся профессиональных знаний, умений, приемов работы осуществляется во взаимосвязи с изобразительным искусством и трудовым обуче­нием.

Весь процесс обучения должен быть творческим, носить воспитательный характер, а выполненные изделия иметь определенную художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечать функциональным и эстетическим требованиям, быть общественно полезными.

При разработке данного курса взята за основу «Программа по обучению учащихся изготовлению народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. 1992 г.» Эта программа предназначена для углубленного изучения направления «Резьба по дереву».

Разделы программы предусматривают ознакомление учащихся с основными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками деревообработки. Позволяют привлечь их к творческой деятельности, знакомят с основными направлениями декоративно-прикладного искусства, последовательностью разработки композиции изделия.

Содержание программы предусматривает подве­дение учащихся к сознательному выбору художественно-эстетического профиля, а также одной из рабочих профессий по профилю «Художественная обработка дерева».

Для плодотворной работы в области резьбы по дереву недостаточно обучения техническим приёмам, важно воспитывать у школьников художественный вкус, развивать эстетические чувства, знакомить с лучшими образцами народного искусства.  

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

Учащиеся должны знать: 

Учащиеся должны уметь:

Программа  

1. Народные художественные промыслы родного края (1 час).

История возникновения и развития местных художественных промыслов, их своеобразие и художественная ценность. Роль творческой личности мастера в народном искусстве. Художественная обработка дерева как один из традиционных видов художественного промысла. Ассортимент изделий из дерева.

2. Основы композиции (1 час).

Элементы и мотивы орнаментов, их композицион­ное построение, характерное для местного про­мысла художественной деревообработки. Виды чередования элементов орнамента. Выявление в узоре главного и второстепенного факторов, определяющих декоративную выразительность компо­зиции. Принципы построения композиции орнаментальной полосы по горизонтали, вертикали, кругу. Упражнения по составлению композиции на соподчинение всех элементов.

Практическая работа. Составление эскиза изде­лия на основе местных народных форм (разделочная доска, декоративная рамка и т. п.) с геометрической резьбой. 

3. Геометрическая резьба по дереву (1 час).

История возникновения и развития геометри­ческой резьбы, ее особенности. Элементы геометри­ческой резьбы в традициях местного промысла. Разнообразие орнаментов геометрической резьбы. Безопасность труда при выполнении геометри­ческой резьбы. Материалы, инструменты и приспособления. Способы выполнения геометрической резьбы.

Практическая работа. Создание проекта. Разработка резной заставки.

Вы­черчивание орнамента геометрической резьбы в натуральную величину. 

4. Выполнение простого предмета (строганного или точёного) с резной заставкой (3 часа).

Учет функционального назначе­ния бытового предмета и его связь с резным декором. Эмоциональ­ная выразительность формы. Вы­явление декоративных свойств ма­териала в трактовке образов. Способ отделки и его зависимость от утилитарного использования изделия.

Практическая работа. Изготовление (столяр­ным или токарным способом) основы предмета согласно проекту и выполнение резной заставки (от­делка готового изделия произво­дится по светлому или по темному фону). 

4. Способы отделки резных изделий (1 час).

Тонирование древесины. Виды лаков. Лакирование, полирование резной композиции. Правила безопасности при работе с лакокрасочными материалами.

Практическая работа. Отделка готового изделия – тонирование, лакирование, полирование в зависимости от выбранного фона, светлого или темного.  

5. Защита проекта (1 час).

Календарно-тематический план (8 часов)

 

Темы

Кол-во часов

№ урока

I.

 

Народные художественные промыслы
родного края

1

1

II.

 

Основы композиции

 

1

2

III.

 

Геометрическая резьба по дереву

 

1

3

IV.

 

 

Выполнение простого предмета (строганного или точёного) с резной заставкой.

Подготовка основания

 

 

1

4

 

Разметка резного поля

 

1

5

 

Выполнение резьбы

 

1

6

V.

 

 Способы отделки резного изделия

 

1

7

VI.

 

Защита проекта

 

1

8

Литература 

1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. М.: «Дрофа», 2000.

2. Каюсов С.Л. Хозина А.А. Альбом рабочих чертежей и технологических карт на изделия из древесины, изготовляемые учащимися 5-7 классов. Библиотечка журнала «Методист» (приложение к журналу), 1991.

3. Программно-методические материалы: Технология. 5–11 кл. Сост. А.В. Марченко – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.

4. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология 1– 11 классы. М.: «Просвещение», 1997.

5. Программа по обучению учащихся изготовлению народных художественных промыслов. 5 – 11 классы. М.: «Просвещение», 1992.

6. Симоненко В.Д. Технология: Учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учр. – М.: Вентанта-Графф, 2000. – 288 с.

7. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. – 175 с.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово

Hosted by uCoz