Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Классные часы – по методикам технологии КСО
Методические рекомендации

Е. Г. Володина, учитель русского языка и литературы, почётный работник общего образования РФ,
Е. В. Горчакова, учитель математики,
М. Г. Зубкова, учитель биологии,
Э. П. Миронова, учитель физики, почётный работник общего образования РФ.

МОУ школа 17 г. Полысаево.

Рецензенты. А. И. Агеева, заведующая ИМЦ ГУО г. Полысаево, отличник народного просвещения, Т. В. Яловец, заведующая кафедрой педагогики и технологий образовательного процесса Новокузнецкого ИПК, кандидат педагогических наук, отличник просвещения РФ

Консультант. Т. З. Долгих, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения РФ.

Содержание

Введение

Классный час «Наркомания путь в бездну». (Зубкова М. Г.) .

Классный час «Послесловие». (Володина Е. Г.).

Классный час «В поисках своего «Я»». (Миронова Э. П.).

Классный час «Профессия, которую выбираю». (Горчакова Е. В.).

Список рекомендуемой литературы.

Приложения.

Введение

Сборник,  в котором представлены авторские работы учителей школы № 17, предназначен классным руководителям и организаторам детского движения. При проведении классных часов использована методика сотрудничества «по горизонтали» «Опрос мнений». Применяя эту методику, воспитатель имеет возможность научить учащихся изучать материал в силу своих способностей и индивидуального темпа.

Коллективность обеспечивает нормальное человеческое взаимодействие, она должна быть предметом целенаправленного воспитания людей независимо от социальной направленности педагогической системы. Мы понимаем воспитание коллективности как воспитание культуры общения. При этом имеем в виду коммуникативную культуру, что в основном связано с культурой передачи определённой информации.

Сегодня мы можем говорить о воспитательной системе школы – системе высокого уровня целостности, обеспечивающей создание благоприятной среды для личностного развития входящих в неё субъектов, на основе ранее приобретённого опыта. Состояние и результативность воспитательной работы школы оцениваются нами по следующим критериям:

Ключевая идея – человекоцентрический подход! Именно он меняет взгляд на идеологию воспитания, её направленность: не от коллектива на личность, а от личности на коллектив.

Классный час «Наркомания путь в бездну»

Зубкова М. Г., учитель биологии
средней школы № 17, г. Полысаево

Цель. Формирование позиции противостояния опасным для здоровья и жизни зависимостям от наркотиков; пропаганда здорового образа жизни; поддержка и развитие у молодежи интереса к знаниям.

Оборудование: 2 листа формата А2; фломастеры, маркеры, карандаши; письма в редакцию.

Оформление доски:

 А ты успеешь сказать нет? Информационные листки.

Рисунки про наркоманию.

Рисунки, которые рисовались  в группах.

«С тобой это не случится»

Ход классного часа

I. Ребята, сегодняшний классный час посвящен актуальнейшей проблеме современности – здоровому образу жизни, основными составляющими, которой являются: 1) отказ от наркотиков; 2) отказ от курения; 3) отказ от алкоголя.

        Прежде чем мы с вами приступим к работе, я попрошу вас заполнить информационные листы и прикрепить их на доску.

(Звучит спокойная музыка. Прикрепление информационных листков на доску).

        Спасибо, вы хорошо поработали.

        Ребята, вы разделились на 2 группы, по следующему принципу: кто в какое время года родился.

        Выберите лидера в группе.

II. Игра «Портрет наркомана».

Перед вами на столе бумага и карандаши. Нарисуйте портрет наркомана. Это не обязательно должно быть изображение человека, просто постарайтесь выбрать в рисунке те чувства, которые возникают у вас, когда вы видите наркомана.

(Звучит музыка, группы работают).

Лидер каждой группы защищает свой рисунок.

        Спасибо, вы опять очень хорошо поработали.

III. Работа в парах сменного состава по методике «Опрос мнений» (приложение 1).

Игра «Письмо в редакцию».

        Каждый из вас временно будет исполнять функции редактора молодежные газеты. Постарайтесь за 10-12 минут собрать мнения своих коллег и затем совместными усилиями написать ответ молодому человеку.

«Дорогая редакция!

Я была в компании, и меня уговорили попробовать уколоться. Мне стало интересно. А теперь я все думаю, а вдруг я уже наркоманка. Что мне теперь делать? К врачу идти я боюсь. Ответьте мне, пожалуйста.

Маша П. 14 лет.»

«Дорогая Редакция! У меня есть парень, мы вместе учимся. Летом на даче он познакомился с другими парнями. Они курят, пьют и колются. Теперь он все больше времени проводит с ними. Мне он нравиться, и я хочу ему помочь, чтобы он не стал наркоманом. Посоветуйте как?

Марина, 16 лет.

IV. Работа в группах. Лидер каждой группы читает свой ответ.

        Молодцы, в сложных ситуациях вы можете оказать помощь.

        Ребята, о не употреблении наркотиков ведется пропаганда как на телевидении, так и в газетах и журналах. Я, как учитель счастлива, что у нас в школе нет наркоманов. Что мы видели интересный и здоровый образ жизни.

V. В завершение классного часа Бызова Света из нашего класса прочитает своё стихотворение «Белая смерть».

Белая смерть

Наркотики – «Белая смерть».
Они погубили тебя.
Тебе говорили: «Не пробуй, нельзя!»
Но было тебе интересно,
Меня ты не слушал.
На просьбы мои отвечал:
«Не бойся, плохого не будет!»
Тогда ты к ним привыкал.
Ты выбрал наркотики, а не меня,
На зелье шальное меня променяв.
Иглу ты тогда полюбил.
И все до мелочей забыл.
Забыл как жил, как мечтал, как любил.
Кого ненавидел и боготворил.
Наверно тебе говорила я зря:
«Наркотики – белая смерть, они погубят тебя!»

Классный час «Послесловие»

Володина Е. Г., учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Цель. Разобраться в том, что значимо и почему для сегодняшнего поколения юных; развитие у учащихся осознанного восприятия жизненных событий, формировать представления об общечеловеческих ценностях в жизни; воспитывать культуру общения.

Ход классного часа

I.                   Вступительное слово учителя.

       Приближение Нового года, Нового века, Новой эпохи, Нового тысячелетия. Чтобы говорить об этих событиях, давайте выясним лексическое значение слов: век, эпоха, тысячелетие.

       Почему так много уделяется этому событию внимания?

       Как вы считаете, о чем думают люди, переживая этот момент?

       Итак, мы с вами вступили в новый век, новую эпоху, в которой предстоит жить, прежде всего, вам, подрастающему поколению. В нашей жизни это важный момент, о котором вы будете рассказывать своим детям и внукам. Каждый человек в своей жизни вступает Новый год, но не каждый встречает Новый век. Закончился ХХ век. В XXI веке мы проводим классный час по теме «Послесловие».

       Как понимаете тему?

       На нашем классном часе мы попробуем разобраться в том, что значимо и почему для сегодняшнего поколения юных; сформируем представление об общечеловеческих ценностях в новом веке; покажем умение общаться.

       Давайте подведем итоги этому веку.

       Что он принес человечеству?

II.                Методика «Опрос мнений» (приложение 1).

       Перед каждым из вас лежит лист с цветовым сигналом. Работающие по листку с красным цветовым сигналом отвечают на вопрос: «Какие 10 наиболее значимых, на ваш взгляд, событий XX века можно выделить?» С фиолетовым цветовым  сигналом отвечают на вопрос: «Назовите 10 качеств человека, которые мы возьмем в XXI век». С зелёным цветовым сигналом отвечают на вопрос: «Какие 10 наиболее ярких личностей XX века можно назвать?» Повторим алгоритм работы по методике «Опрос мнений», алгоритм  работы в малой группе.

III.             Выступление I, II, III групп.

IV.            Беседа.

       Какой еще багаж мы возьмем из века ушедшего в век XXI? (Достижения в области науки и техники, культуры  и искусства). Для сохранения нашей планеты в будущем одних достижений человечества мало.

       О чем необходимо заботиться нам постоянно? (Об окружающей среде, природе, экологии, о нашем  здоровье).

       Земля – наш общий дом. У нас есть возможность построить макет своего будущего дома. Материал для строительства – вечные человеческие ценности. Отбирайте долговечный и прочный материал.

V.               Строительство «дома будущего»

       Что мы возьмём в основу фундамента? (Опыт, знания, нашу историю).

       Из чего возведём стены? (Добро, любовь, милосердие, честность).

       Что будет вокруг нашего дома? (Природа).

       Что возьмем с собой в дом? (Семью, традиции, книги, картины, спорт, компьютер).

       Что останется на «свалке эпохи»? (Война, оружие, наркотики, зло).

VI.            Представление ребят.

       Кто будет жить в этом доме? Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и к жизни в целом.

       Кто вы, жители Нового тысячелетия? В помощь вам на доске путеводитель по вашей жизни.

(Каждый ребёнок представляет себя).

VII.         Фотография на память как подарок Новому веку.

VIII.      Пожелания ребят жителям Нового века.

Классный час «В поисках своего «Я»»

Миронова Э. П., учитель физики
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Знание о себе и окружающем мире –  основа человеческого соотношения жизни.

А. С. Пушкин

Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры.

В. Шекспир

Цель. Формирование у учащихся знаний о себе и окружающем мире.

Ход классного часа

I.                   Вступительное слово учителя.

       Мы проводили с вами классный час на тему «Человек, личность, гражданин, я», познакомились с общими понятиями. Сегодня мы углубляем понятие о том, что же такое «я» или кто такой «я».

       «Познай самого себя» – эта надпись украшала Дельфийский храм в Греции. Смысл точно сформулированной ещё в древности фразы очень глубок. Всю жизнь люди ищут её смысл, постоянно задают себе вопросы: «Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «я»?».

       Наверняка, вопрос «Кто я?» задавал себе каждый. Для того чтобы найти ответ, мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Сопоставление позволяет увидеть всё многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, помогает выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.

       Сегодня я предлагаю вам обсудить такие вопросы: (вопросы на доске).

1.     Что такое ваш возраст?

2.     Осознание «физического я».

3.     Формирование «образа я».

4.     Определение себя в мире. Я, ты, мы, они.

II.                Работа в группах.

       Работаем мы по методике «опрос мнений» в парах сменного состава, затем в группах обсудите данные темы и приготовьте ответы.

(Каждый учащийся получает карточку определённого цвета с вопросом (приложение 2)).

После работы в парах сменного состава учащиеся объединяются в группы, в каждой группе карточки одного цвета (приложение 1).

(Перед выступлением лидеров групп вступительное слово учителя).

Обсуждение вопроса 1.

       На протяжении многих веков человечество не выделяло юность как самостоятельный этап жизни человека. Говорят, что юноша был изобретён одновременно с паровой машиной, которую построил Уатт, а французский мыслитель Жан-Жак Руссо «открыл» юношу, написав книгу «Эмиль». В ней он показал, что между детской и взрослой жизнью человек проходит совершенно особый этап развития – юношество. Так «Что же такое наш возраст?»

(Выступление лидера группы).

Обсуждение вопроса 2.

       Дорогу осилит идущий. Внешность – это не только то, что дано человеку от природы, но и то, что он сам из себя сделал: «Нет некрасивых женщин – есть ленивые». Мода – не диктатор, а ориентир. Будьте добрее и снисходительнее к своей внешности: смотрите на себя в зеркало с одобрением.

(Выступление лидера группы).

Обсуждение вопроса 3.

       Совсем непросто заглянуть внутрь жизни человека. И тем, кто его окружает, и ему самому. Но именно к этому мы стремимся, порой и не осознавая того самого. Реально ли это? Невозможно однозначно ответить на это.

(Выступление лидера группы).

       Несколько советов. Помните, что вы личности, цените себя за это. Развивайте стремление познать свою личность. Относитесь к себе и поступкам критически. Развивайте несколько ироническое отношение к самому себе. Это может  предохранить от переоценки себя и высокомерия.

Обсуждение вопроса 4.

 Душа синяя-синяя,
 Своя, а недотрога…
 Поехать бы в себя,
 Да дальняя дорога.

Евгений Евтушенко.

       Когда говорят о самоопределении старшеклассников, то обычно имеют в виду их будущее. И это правильно, но односторонне. Речь должна идти не только о будущем, но и о настоящем, человек должен самоопределиться здесь и сейчас.

Поэт Самуил Яковлевич Маршак:                                                                                                                                                                 

Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовиться.
Но вряд ли в жизни, пригодиться тот,
Кто жить готовясь, в детстве не живёт.

III.             Подведение итога.

       Что нового узнали вы для себя?

       Какие проблемы взволновали вас?

       Какие выводы вы сделали для себя?

Классный час «Профессия, которую выбираю»

Горчакова Е. В., учитель математики
II
квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Цель. Ориентация учащихся на будущую профессию.

Оборудование: алгоритм по методике «Опрос мнений»;толковый словарь; газета «Полысаево»;брошюра «Я и моя профессиональная карьера».

Ход классного часа

I.                   Вступительное слово учителя.

       Выбор профессии – это первый ваш серьёзный взрослый выбор. И от того, каким он будет, зависит ваша дальнейшая судьба. Иногда говорят: жизненный опыт приобретается только через собственные ошибки. Так ли это? Учёные социологи подсчитали, что молодые люди (около 40%) по причине незнания правил выбора профессии, из-за отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию, не соответствующую их интересам, склонностям, способностям, внутренним убеждениям. Количество профессий и специальностей в современном развитом обществе измеряются не одним десятком тысяч. И как выбрать ту единственную? Это вопрос времени. Она ещё должна быть и востребована.

       Как сделать правильный выбор? Какой должна быть ваша будущая профессия? На эти вопросы попытаемся найти ответ.

II.                Работа со словарём.

       Что означает слово профессия?

Учащиеся смотрят по словарю и отвечают: «Профессия» (в переводе с латыни – объявляю своим делом) – это род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

III.             Знакомство с группами профессий. Результат анкетирования

       Все профессии можно разделить на пять групп (написаны на доске):

человек-человек;

человек-природа;

человек-знаковая система;

человек-техника;

человек-художественный образ.

       Как вы думаете, какие профессии относятся к каждой группе? (Учащиеся приводят примеры профессий).

       Накануне этого классного часа мы с вами провели анкету интересов «Как сделать выбор». Согласно результатам этой анкеты каждый из вас оказался в определённой группе профессий, и в соответствии с этим вы получаете цветовой сигнал.

       Задача каждого ученика – узнать как можно больше мнений о том, каким качествами должны обладать люди каждой группы профессии.

IV.            Работа по методике «Опрос мнений» (приложение 1).

После обсуждения выступает представитель каждой группы.

V.               Работа с брошюрой «Я и моя профессиональная карьера».

       Что ещё влияет на успешность овладения профессией?

(На столах каждой группы лежит брошюра «Я и моя профессиональная карьера»).

       Первая группа работает с разделом «Свойства нервной системы в профессиональной деятельности»; вторая группа – «Темперамент в профессиональном становлении личности»; третья группа – «Ведущие отношения личности в профессии»; четвёртая группа – «Эмоциональные состояния личности»; пятая группа – «Волевые качества личности».

После обсуждения выступает представитель каждой группы.

VI.            Профессия и здоровье.

       Выбирая сферу своей будущей профессиональной деятельности, обратите внимание ещё на один важный фактор выбора – состояние здоровья. Это так называемая биологическая «цена» успеха в реализации намеченной профессиональной карьеры. Необходимо учитывать возможные негативные влияния профессиональной деятельности на организм.

(Учащиеся приводят примеры профессий, негативно влияющих на организм человека).

VII.         Престижность и востребованность профессий.

       Выбирая профессию, люди очень часто руководствуются такими понятиями: престижность и востребованность. В вашем понимании какая профессия престижная, какая востребованная?

(Учащиеся приводят примеры престижных и востребованных профессий).

       Какие профессии востребованными в нашем регионе?

(Учащиеся работают  с газетой «Полысаево», рубрика «Городской центр занятости населения»).

VIII.      Итог классного часа.

       После нашего разговора утвердились ли вы в своём выборе? Может быть, появились какие-то сомнения? А может кому-то наш разговор помог в выборе профессии.

       Мне очень хочется, чтобы вы не разочаровались в своём выборе и после многих лет могли сказать: «Я всегда любил своё дело и испытывал к нему непрекращающийся интерес, мне оно доставляло истинное удовольствие».

 Список рекомендуемой литературы

1.          Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин или Поэтика культуры. – М.: «Прогресс», 1991. – 176 с.

2.          Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.

3.          Каптерев П. Ф. Образовательный процесс как развитие способностей // История педагогики в России. Хрестоматия: Для студентов гуманитарных фак. высш. уч. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

4.          Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Перевод с немецкого. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

5.          Курганов С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989. – 126 с.

6.          Лагунова Л. И. КСО завоёвывает позиции. // Народное образование. – 1999. – № 7-8. – С. 153-154.

7.          Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. // Педагогика и психология. – 1979. – № 1. – С. 3-7.

8.          Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. – Воронеж, 1997.

9.          Лихачёв Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995. – 282 с.

10.      Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. – 1992. – № 1-2. – С. 42-49.

11.      Личность. Ценности. Изменяющийся мир / Под ред. Ю. Н. Кулюткина – С.‑Пб.: ИОВ РАО, 1998. – 75 с.

12.      Мкртчян М. А. Коллективный способ обучения: Практический курс. – Саяногорск: Мысль, 1991. – 47 с.

13.      Мкртчян М. А. XX век – три этапа становления идей КСО // Коллективный способ обучения. – Красноярск. – 1995. – № 1. – С. 6-9.


Приложение 1

Методика «Опрос мнений»

Алгоритм работы в парах сменного состава 

1.     Спроси мнение партнёра по своему вопросу. Выслушай его ответ.

2.     Если в ответе собеседника что-то неясно, уточни.

3.     Проговори его ответ сам. Спроси, правильно ли ты его понял.

4.     Коротко запиши основное в содержание ответа партнёра.

5.     Теперь предложи партнёру поработать с тобой так п. п. 1-4 по вопросу, который интересует его.

6.     Поблагодари партнёра. Смени пару, с другим работай также.

Методика «Опрос мнений»
Алгоритм работы в малой группе

1.     Каждый по очереди рассказывает, какие ответы он услышал и записал во время опроса.

2.     Каждый ответ опрошенного (корреспондента) обсуждается всеми членами группы.

С чем в ответе согласны?

– Что в ответе сомнительно или неверно?

– Как можно его дополнить или переформировать?

3.     Определить каких ответов больше и что общего во всех ответах.

4.     Особые и интересные мнения, полученные во время опроса или совместного обсуждения в группе, выделите отдельно.

5.     Сформулируете и проговорите обобщённый ответ. Определите, кто будет выступать.

6.     Выступление оформите на листах.

Приложение 2

Карточка 1 (красная)

Что такое ваш возраст?

1. Взрослые вы люди или нет? (физически, психологически, с точки зрения социальной)

2. Как вы оцениваете слово Канта «Годы юности – самые трудные годы» (Имануил Кант – немецкий философ).

Карточка 2 (синяя)

Осознание «физического я»

1. Что для тебя твоё тело?

2. Какова роль твоей внешности в успехах или неудачах, во взаимоотношениях со сверстниками?

3. Главные элементы внешности .

4. Можно ли и как изменить своё тело и внешность?

Карточка 3 (зелёная)

Формирование «образа я»

1. Можете ли вы однозначно охарактеризовать себя? Какой вы? Всегда ли одинаковы?

2. Способы познания:

а) сравнение себя с другими (с кем и что сравниваете?)

б) самонаблюдение (как и почему)

3. Самоанализ (что в поступках истинно, что ложно).

4. Самоуважение от чего оно зависит? Каким бывает?  

5. Влияет ли оценка других на твой внутренний мир?

6. Нужно ли заниматься самовоспитанием?

Карточка 4 (жёлтая)

Определение себя в мире (самоопределение)

1. Кто я сам в этом мире?

2. Каково моё место в нём?

3. Как относится ко мне мир?

4. Как я сам отношусь к миру?

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz