Другие статьи педагогов школы 17 г. Полысаево

Комплексирование методик технологии коллективного способа обучения
Методические рекомендации

Э. И. Ивлева, учитель начальных  классов, отличник просвещения РФ,
А. А. Кадочникова, учитель начальных классов, отличник просвещения РФ,
Н. А. Прайс, учитель начальных классов, отличник просвещения РФ.
МОУ школа 17 г. Полысаево.

Рецензенты. И. С. Гутник, методист ИМЦ ГУО г. Полысаево, Т. В. Яловец, заведующая кафедрой педагогики и технологий образовательного процесса Новокузнецкого ИПК, кандидат педагогических наук, отличник просвещения РФ

Консультант. Т. З. Долгих, заслуженный учитель РФ, отличник просвещения СССР, отличник народного просвещения РФ.

Содержание.

Введение

Учебное занятие по чтению в 1 классе (Кадочникова А.А.)

Учебное занятие по математике в 3 классе (Ивлева Э. И.)

Учебное занятие по русскому языку в 4 классе (Прайс Н. А.)

Список рекомендуемой литературы

Приложения

Введение

Коллективный способ обучения (КСО) – это новейшая педагогическая технология, это демократическая система обучения по способностям.

Введение коллективных учебных занятий (КУЗ) – это качественное изменение всего учебного процесса. Это принципиально новый этап в его развитии.

КСО позволяет осваивать учебный материал с учётом способностей и задатков ученика в режиме индивидуального темпа.

Обучение других и усвоение изучаемого материала представляют собой единство, которое по природе присуще одному и тому же человеку.

Для того чтобы каждый ученик получил возможность усваивать учебный материал с учётом своих способностей в режиме индивидуального темпа, используется метод непрерывной передачи знаний (сотрудничество «по вертикали»). Метод непрерывной передачи знаний (сотрудничество «по вертикали») является базовым, а методики сотрудничества «по горизонтали» (методики взаимного тренажа, взаимообмена заданиями, доводящих карточек, опрос мнений и др.) – дополняющими. Каждая методика КСО используется на уроке с определённой целью. А так как цели и задачи урока различны, то для достижения их нужно использовать и различные методики КСО.

Практика показала, что оптимальная модель КУЗ – это комплексирование методик сотрудничества «по горизонтали» и сотрудничества «по вертикали».

Комплексирование методик КСО способствует:

     достижению высокого уровня знаний;

      усвоению учебной программы на уровне своих способностей, получая при этом желательный успех; 

     созданию постоянной творческой атмосферы, благоприятных морально–психических условий для каждого ученика;

     устойчивого интереса детей к познанию и совершенствованию;

     умению общаться.

Учебное занятие по чтению в 1 классе

Кадочникова А. А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Наши друзья – помощники. Е. И. Чарушин, «Томка».

Задачи.

    Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами;

    расширять представления о животном мире;

    воспитывать бережное отношение к животным;

    формировать первоначальное представление об образе автора.

Оборудование.

    Портрет Е. И. Чарушина;

    рисунки с изображением животных;

    плакат-схема зрительно-двигательных траекторий (по методике В Ф. Базарного)

План занятия

1.  Информационный ввод – 2 мин.

2.     Речевая зарядка – 2 мин.

3.     Минутка поэзии – 3 мин.

4.     Ира «Угадай слово» – 2 мин.

5.     Работа по учебнику – 8 мин.

6.     Физминутка – 2 мин.

7.     Сообщение о Е. И. Чарушине – 2 мин.

8.     Работа в парах ПСС – 15 мин.

9.     Кроссворд – 3 мин.

10. Итог урока – 1 мин.

Ф – групповая организационная форма обучения (фронтальная работа),
П – парная организационная форма обучения.
К – коллективная организационная форма обучения (взаимодействие в парах сменного состава).
И – индивидуальная организационная форма обучения (самостоятельная работа).
 

Орг. форма

Ход занятия

 

Ф

1. Информационный ввод.

       Мы продолжаем изучение раздела «Ребятам о зверятах». На предыдущих уроках познакомились с произведениями старых мастеров слова: К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. А сегодня продолжим работу с произведениями Е. И. Чарушина.

Ф+И

2. Речевая зарядка.

(Дети говорят хором, потом один).

       У Сани сани едут сами.

       У Сани сом с усами.

       Саня в лесу поймал лису.

И

3. Минутка поэзии.

Дети читают стихи:

       Ю. Могутин, «Убежал», «Потешка»;

       Б. Заходер, «Ёжик».

       Хорошо ли, что дети принесли ёжика домой?

(Ёжик – не домашнее животное, в природе ему лучше).

Ф+И

4. Ира «Угадай слово».

       Угадайте, о ком мы сегодня будем читать.

       БАОСАК (собака)

       КАЛЕБ (белка)

       КОВЛ (волк)

       АСИЛ (лиса)

Ф+И

5. Работа по учебнику.

Работа с текстом до чтения.

 

       Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о ком мы будем читать.

Чтение учащимися рассказа «Томка».

       О ком читали? Что узнали?

Работа с иллюстрацией.

       Прочитайте, какие были по характеру щенки?

       Почему автор выбрал для охоты именно Томку?

       Объясните, то такое «токлвый»?

       Кого стал растить Чарушин?

Ф

6. Физминутка по таблице В. Ф. Базарного.

Ф

7. Сообщение о Е. И. Чарушине.

       Е. И. Чарушин – писатель и художник. Он сам иллюстрирует свои рассказы. В рассказах и рисунках Е. И. Чарушина всегда виден человек, знающий и любящий животных.

К

8. Работа в парах ПСС по методике М. Г. Булановской (приложения 1 и 2).

       Сколько текстов вы прочитали?

       Из какого рассказа эти строки:

    «Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь»,

    «Летом вол ходит сытый. Дичи много»,

    «У шарика шуба густая, тёплая». Прочитайте вслух эту карточку. За что все любят собаку? Расскажите, какие ещё бывают собаки?

       Кинология – наука о собаках. Кинологи – это собаководы.

Ф+И

9. Кроссворд «Верные друзья».

       Сейчас на земле около 400 пород собак. Вспомнить некоторые из них поможет кроссворд.

1.   Красивая добрая собака с длинной шерстью, хорошо плавает. (Колли).

2.   Самая распространённая порода служебных собак, обладает развитым чутьём, отличается злобностью. (Овчарка). 

3.     Маленькая, с удлинённым туловищем собачка, шерстный покров мягкий, шелковистый, курчавый. (Болонка).

4.     Собака охотничьей породы, применяется для охоты как н на крупного, так и на мелкого зверя. (Лайка).

 


 

Ф

10. Итог урока.

– Собаки – помощники человека. Они смотрят на нас с полотен знаменитых художников и со страниц книжек; о них поют песни и слагают стихи. Собака – не игрушка. Это живое существо, преданное тебе, и заслуживает бережного, уважительного обращения.

Учебное занятие по математике в 3 классе

Ивлева Э. И., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Закрепление. Решение уравнений.

Задачи.

       Закрепить умения решать уравнения;

       развивать математическую речь, логическое мышление;

       воспитывать умение слушать и слышать товарища, взаимопонимание, взаимоуважение.

План занятия

1.     Рефлексия – 3 мин.

2.     Минутка чистописания – 3 мин.

3.     Математический взаимодиктант в пара в парах сменного состава – 10 мин.

4.     Решение задачи – 5 мин.

5.     Физминутка – 2 мин.

6.     Решение уравнений в ПСС – 10 мин.

7.     Мозговая атака – 3 мин.

8.     Рефлексия – 2 мин.

Орг. форма

Ход занятия

 

Ф+И

1. Рефлексия.

    Весеннее солнышко заглянуло к нам в класс, ребята, и поделится с вами своим секретом. Но для этого надо найти значения выражений, которые записаны на его лучах.


 

 

(После того, как дети находят значения выражений, луч солнца переворачивается) Прочтём вполголоса секрет солнышка.

Ребята, вы талантливы! У вас всё получится!

    Сегодня на занятии мы повторим устную нумерацию в пределах 1000 и решение уравнений.

Ф

 

 

 

 

Ф+И

2. Минутка чистописания

    Откройте, пожалуйста, тетради. Запишите число, «Классная работа».

    Что можно сказать о записанном мною числе? (193)

(Дети устно дают характеристику данному числу).

    Запишите другие трёхзначные числа, используя данные цифры.

    Расположите эти числа в порядке возрастания.

    Назовите разряды первого класса.

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Математический взаимодиктант в парах сменного состава (приложение 3).

       I вариант – учителя, II вариант – ученики.

(У каждого ученика карточка).

    Итог. Какие задания вызвали затруднения?

    Показ работы одной пары у доски.

Ф+И

4. Решение задач.

Солнышко пригревает. К нам возвращаются пернатые друзья. Составьте задачу по краткой записи.

 

 

 

 

П

    III кл. – 45 скворечников

V кл. – ? 1/3 от числа скворечников III класса.
Сколько скворечников всего?

    Можно ли ответить на вопрос задачи сразу?

    Решите задачу самостоятельно.

Проверка решения задач.

    А как вы, ребята, готовитесь к прилёту пернатых друзей? (Скворечники надо не только изготовлять, но и чистить старые).

Ф+И

5. Физминутка.

       Встаньте! Если вы согласны со мной – хлопните в ладоши, если не согласны – молчите.

  • У треугольника 3 вершины?

  • У треугольника все углы прямые?

  • У квадрата все стороны равны?

  • У прямой линии нет ни начала, ни конца?

  • Квадрат состоит из трёх отрезков?

       А теперь закройте глаза и нарисуйте носом квадрат; треугольник; прямоугольник.

       А теперь одной рукой нарисуйте треугольник, а другой квадрат.

К

6. Решение уравнений в парах сменного состава по методике доводящей карточки (приложение 4).

    Прочтите выражение:

    Назовите уравнения. Какое равенство называется уравнением?

    Что значит решить уравнение?

    А теперь  с помощью доводящих карточек закрепим решение уравнений.

 

 

Ф

7. Мозговая атака.

       У животного две правые и две левые ноги. Две ноги спереди и две ноги сзади. Сколько ног у животного? (4)

       У моей сестры, – сказал Вася, – пять пар чёрных туфель и две пары белых туфель. Сколько у моей сестры туфель на левую ногу? (7)

       Назовите наименьшее трёхзначное число так, чтобы все цифры были одинаковыми. (111)

Ф

8. Рефлексия.

       Что удалось вам на занятии?

       Что не получилось?

       Спасибо за работу.

Учебное занятие по русскому языку в 4 классе

Прайс Н. А., учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
средней школы № 17, г. Полысаево

Тема.

Глагол. Изменение глаголов по временам.

Задачи.

       Развивать умения различать временные формы глагола и правильно хорошо употреблять;

       учить самостоятельно работать с книгой,

       закрепить навык работы в ПСС.

План занятия

1.     Информационный ввод учителя – 3 мин.

2.     Работа с деформированным текстом – 10 мин.

3.     Методика непрерывной передачи  знаний. Теория, практика – 15 мин.

4.     Динамическая пауза – 3 мин.

5.     «Ты – редактор» – 5 мин.

6.     Итог занятия – 4 мин.

Орг. форма

Ход занятия

 

Ф

1. Информационный ввод учителя

    Сегодня мы работаем по этому плану (план занятия на доске).

    Пять ребят готовятся к экзамену. (На доске список этих учащихся и номера билетов). Завьялов Андрей готовится к зачёту. Остальные работают в цепочке, каждый работает по своей программе-вопроснику (Метод непрерывной передачи знаний). Вы все работаете по IV блоку «Глагол».

 

    Вспомните, как изменяется глагол по временам?

    Определите время глаголов: читает, прочитает, читал.

К

2. Работа с деформированным текстом  (приложение 5).

Итог работы с деформированным текстом. На показ одна пара показывает свою работу, зачитывают составленный текст, показывают выполненное задание.

К

3. Методика непрерывной передачи  знаний. Теория, практика.

Теорию учащиеся сдают друг другу, а практику проверяет учитель. Оценки выставляются в экран.

Ф

4. Динамическая пауза.

Музыкальная зарядка для глаз по таблице В. Ф. Базарного.

Ф+И

5. «Ты – редактор».

       Подбери подходящий по смыслу глагол.

На доске:

Книги 1 л., ед. ч. – мир 1 л., ед. ч.

Дружба правдой 3 л., ед. ч.

Трудом Родину 1 л., мн. ч., трудом 1 л. мн. ч.

Ф+И

6.     Итог занятия.

       Назовите глаголы, обозначающие ваши действия на уроке.

       Вы что делали? (Писали, читали, проверяли, сдавали,…)

       Какого времени эти глаголы? Как узнали?

       Я – смотрю, улыбаюсь, благодарю… Определите лицо данных глаголов.

Рефлексия.

       Считает ли вы, что мы не просто провели эти минуты вместе?

       Кого бы вы сегодня похвалили?

Список рекомендуемой литературы

1.          Архипова В. В. Коллективная организационная форма учебного процесса С.‑Пб.: АОЗТ «Интерес», изд-во «Дорваль», изд-во «Эксклюзив», 1995. – 183 с.

2.          Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1968.

3.          Вахтеров В. П. Основы новой педагогики. Избр. пед. соч. – М., 1987. – С. 327-384.

4.          Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6-ти томах. – М.: Педагогика, 1984. – т. 4. – С. 243-385.

5.          Дьяченко В. К. Новая педагогическая технология и её звенья. Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1994. – 182 с.

6.          Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с.

7.          Дьяченко В. К. Современная дидактика. Теория и практика обучения в общеобразовательной школе. Изд-во Новокузнецкого ИПК, 1996, часть 1, часть 2. – 332 с.

8.          Иванов И. П. Воспитывать коллективистов. – М.: Педагогика, 1982.

9.          Каптерев П. Ф. Образовательный процесс как развитие способностей // История педагогики в России. Хрестоматия: Для студентов гуманитарных фак. высш. уч. заведений / Сост. С. Ф. Егоров. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

10.      Клингберг Л. Проблемы теории обучения: Перевод с немецкого. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.

11.      Курганов С. Ю. Ребёнок и взрослый в учебном диалоге. – М.: Просвещение, 1989. – 126 с.

12.      Лагунова Л. И. КСО завоёвывает позиции. // Народное образование. – 1999. – № 7-8. – С. 153-154.
 

Приложение 1

Методика М. Г. Булановской
Алгоритм работы

1.     Каждый ученик самостоятельно, вполголоса, внимательно читает текст своей карточки.

2.     Карточка с текстом первого партнёра кладётся на середину стола так, чтобы текст был одинаково хорошо виден обоим участникам пары.

3.     Первый партнёр читает свой текст вполголоса второму, тот внимательно слушает, следит по тексту, исправляет неточности.

4.     На середину стола кладётся карточка с текстом второго партнёра. Проводится такая же работа в паре, как с первой карточкой.

5.     Партнёры обязательно обмениваются карточками и с текстом партнёра переходят в новую пару.

Приложение 2

Карточки о животных для работы по методике М. Г. Булановской

К-1

Заяц

Быстро зайчишка бегает. Не каждая собака его догонит. В зарослях спит, прячется от хищника. Из лесу в поле скачет кормиться. Не пускай, садовник, зайца в сад; погрызёт он кору у яблонь и черешен.

(Е. Чарушин)

 

К-2

Зайчата

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не повелите. Никто вас, сереньких, здесь и не увидит. А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет, – кто вас найдёт?

(Е. Чарушин)

 

 

 

К-3

Волк

Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время. Птицы улетят. Звери спрячутся. Нечего волку есть. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут… Где сторожа нет, да запоры плохие – не сдобровать овце.

(Е. Чарушин)

 

К-4

Собака

У Шарика шуба густая, тёплая, – он всю зиму по морозу бегает. И дом у него без печки, – просто будка, а там соломка постелена, а ему не холодно. Шарик лает, колхозное добро стережёт, злых людей да воров не пускает, – за это все его любят.

(Е. Чарушин)

 

 

 

К-5

Белка

Не страшен белке холод. У неё серенькая шубка, тёплая. А лето пришло, белка шубку переменила – теперь и холода нет, и прятаться не от кого. Не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

(Е. Чарушин)

 

К-6

Кошка

…Кошка Маруська… в чулане мышь поймала. За это хозяйка её молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёнок маленький, ему мурлыкать не интересно. Он сам с собой играет – сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

(Е. Чарушин)

 

 

 

К-7

Коза

Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.

(Е. Чарушин)

 

К-8

Утка с утятами

Кря, кря, утята! Кря, кря, маленькие! Вы, как лодочки, плавайте! Лапками, как вёслами, воду загребайте! Ныряйте и до самого дна доставайте. А на дне, в озерке, подводная трава, вкусная тина, и жирные червяки. Ешьте побольше! Растите побыстрее!

(Е. Чарушин)

Приложение 3

Методика взаимодиктанта
Алгоритм работы 

1.     Один ученик из пары диктует математическое выражение, другой пишет.

2.     Другой ученик, который перед этим писал, диктует, а первый, прежде диктовавший, пишет.

3.     Потом каждый берёт тетрадь своего партнёра и не заглядывая в карточку проверяет.

4.     Открывают карточки и по ним проверяют вторично.

5.     Допустивший ошибки под контролем диктовавшего делает устный разбор своих ошибок.

6.     Каждый в своей тетради записывает разбор своих ошибок.

7.     Снова берут тетради  друг друга, ещё раз всё просматривают и ставят свои подписи: «Проверил Петров».

 

Приложение 4

Методика доводящей карточки
Алгоритм работы
 

1.          Класс делится на 6 групп.

2.          Группы получают доводящие карточки.

1 группа – неизвестное слагаемое

2 группа – неизвестный множитель

3 группа – неизвестное вычитаемое

4 группа – неизвестное уменьшаемое

5 группа – неизвестное делимое

6 группа – неизвестный делитель

3.          Учащиеся группы индивидуально осваивают содержание доводящей карточки.

4.          Командир группы проверяет степень освоения доводящей карточки.

5.          Создание новых групп из представителей всех шести групп.

6.          Работа в рамках методики взаимопередачи тем.

 

Приложение 5

Деформированный текст
(вариант методики «Совместное изучение темы»)
Алгоритм работы

1.     Каждый ученик берёт себе карточку с деформированными предложениями и самостоятельно составляет предложения.

2.     Проверяют работу каждого вместе.

3.     Все предложения объединяют в один текст. 

4.     Озаглавливают получившийся рассказ.

5.     Записывают текст в тетрадь.

6.     Разбирают по членам предложения выделенное предложение, указывают части речи.

7.     Выполняют морфологический разбор указанных слов.  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru города Новокузнецк, Кемерово
Hosted by uCoz